Теория Психология, NLP NLP-Моделирование Практика Обучение Сдача экзаменов Планирование Форум |
Запись лекций.Эта стратегия - одна из самых эффективных и интересных среди снятых. Она позволяет очень компактно, но понятно записывать лекции, а также дает хорошую базу для быстрой подготовки по ним к экзамену.Общая схема:(рекурсивная)
Целиком записываются нестандартные обозначения и определения. Эта стратегия применяется рекурсивно, измельчая доказательство до нужного уровня. Записывается общая идея каждого утверждения/преобразования. Общая суть стратегии в том, чтобы каждое следующее утверждение было понятно после предыдущего. Пишется собственная интерпретация происходящего. Особенно ценно это при сумбурном и путаном объяснении лектора, которое крайне сложно записать последовательно. Пример:В качестве всем понятного примера разберем утверждение: Теорема: Число делится на 9 тогда и только тогда, когда cумма цифр числа делится на 9. Допустим, мы не смогли быстро обосновать эту теорему - тогда по нашей стратегии идем к промежуточным утверждениям. Доказательство, которое дает лектор: (цифры - промежуточные утверждения) (1) Пусть цифры числа - a0 ... an, число - N.(2) Тогда N можно представить в виде: N = 10n*an + 10n-1*an-1 + ... + 10*a1 + a0. (3) Или N = (9+1)*10n-1*an + (9+1)*10n-2*an-1 + ... + (9+1)*a1 + a0. (4) N = 9*10n-1*an + 9*10n-2*an-1 + ... + 9*a1 + 10n-1*an + 10n-2*an-1 + ... + a1 + a0. Обозначим 9M часть числа, уже делящуюся на 9 ( M - натуральное ), и продолжим процесс... (5) После n-го шага придем к N = 9M + an + ... + a0. (6) Если сумма цифр числа делится на 9, то обозначим ее за 9K, K - натуральное, тогда и все число делится на 9: N = 9M + 9K = 9(M+K). (7) Обратное тоже верно. (7.1) Допустим, все число делится на 9 ( N = 9K ), а сумма цифр - нет. (7.2) Тогда an + ... + a0 = 9M + 9K = 9(M+K) - (7.3) значит сумма цифр делится, противоречие. Итак, у нас есть куча исходной информации, которая, кстати, давалась по "cлайдовой" структуре хранения доказательства. Подаем данные последовательно (как оно и происходит на лекции) на вход стратегии: (1) - стандартное обозначение.(2) - очевидно. (3) - очевидно... однако шаг нетривиальный... ждем продолжения преобразований, которые приведут к, возможно, не очевидному, целостному утверждению... (4) - очевидно - ждем... (5) - Ага ! Вот нетривиальный, идейный шаг доказательства. Обосновываем... и пишем: "Раскладываем в суммы: N = (9+1)10nan + ... = 9*10nan + ... + 9a1 + a1 + a0= ... = 9M + an + ... + a0." (6) - очевидно... (7) - очевидно, поэтому рекурсивная схема не запускается для (7.1 - 7.3). Они лишь прослушиваются ;-)). Все. Итого, запись состоит из формулировки и одной идейной строчки. Если бы утверждение о возможности (5) стояло в начале док-ва, то процесс доказательства мы бы проделали до лектора. P.S Вообще говоря, теорема тривиальна, поэтому рекурсивная схема могла бы вообще не идти по (1 - 7), а сразу обосновать и записать ее формулировку ;-).Плюсы схемы: 1. Записи получаются очень компактные и легко воспринимаемые тем, кто их делал. 2. Большая часть работы по запоминанию оказывается уже проделанной. 3. Понимаешь, что пишешь: внимание не отвлекается на запись всякой чуши. Минусы: 1. Другие люди их понимают гораздо хуже. 2. Вообще говоря, эта стратегия не обеспечивает быстрого восприятия и понимания лекционного материала. 3. Необходимо думать о том, что записываешь. |