logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

Моделирование стратегий.

Моделирование стратегий - один из способов обучения, ни в коей мере не заменяющий, но дополняющий уже известные.

Этот текст расчитан на читателя, уже имеющего хоть какие-то знания/опыт по калибровке глазных сигналов доступа, а также репрезентативным системам и субмодальностям.

Хотя практически вся необходимая для моделирования информация будет дана по ходу чтения, настоятельно советую ознакомиться с глазными сигналами и (суб)модальностями из других источников, благо в интернете их предостаточно :).

Этот текст может свободно распространяться с сохранением данных строк

Вы вольны делать с этим текстом что хотите и где хотите.
При изменении текста или публикации в других источниках обязательно согласуйте это с автором.

(c) Кантор И., 1999
e-mail: [email protected]



Оглавление

Часть 1. Ликбез:

1. Что такое стратегии и зачем их считывать ?

2. Модель ТОТЕ. Сущность и применение.

3. Почему стратегия может быть неэффективной и как с этим бороться ?

4. Принципы хорошо сформулированных стратегий

Часть 2. Калибровка и запись микростратегий.

1. Калибровка: метастратегия BAGEL (Р.Дилтс).

2. Система записи ROLE (Р.Дилтс).

Часть 3. Переходим к конкретным стратегиям.

1. Разбор конкретных стратегий:

    - Мотивация ,

    - Принятие решений ,

    - Хорошо сформулированная стратегия обучения. ,

    - Понимание ( организация информации )

2. Техники: превращение замешательства в понимание,
моделирование понимания другого человека.

3. Последовательности входа в состояние.

4. План считывания последовательности входа в состояние.

5. Внедрение стратегий.

Часть 4. Продвигаемся дальше. Собственно моделирование.
Многое пока, увы, не написано.

1. Ваш проект моделирования умения.

    - Как выбирать людей для проекта ?

    - Чем мотивировать квалифицированных людей и привлекать их в ваш проект ?

    - До каких пор продолжать проект ?

    - Критерий успешности процесса моделирования.

2. Cистематизация процесса. Взаимодействие TOTE.





О чем этот текст; что такое стратегия.

Здесь я попытаюсь, насколько это возможно сделать "на бумаге", рассказать об инструменте НЛП, называемом "моделирование стратегий", очень отличающемся от стандартных схем образования.
     Он позволяет на глубоком уровне понять, как действует другой человек и перенести его умение на себя или другого человека.

Получаемые результаты могут быть очень интересными и полезными на практике. В частности, можно смоделировать грамотность, музыкальный слух, быструю обучаемость и многое другое.

Вообще говоря, моделирование имеет и большое психотерапевтическое значение: можно понять, как клиент создает свою проблему, а затем повлиять на процесс. Но текст посвящен именно

Моделированию Совершенства.

Для этого мы будем создавать модель - информацию о шагах, которые нужно сделать, чтобы получить данный результат ( вроде рецепта ). Модель не может быть ни верной, ни неверной. Она работает, либо нет.

Начнем с азов:

     "Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь..."

     Например, в школе ... Было дело ? Если да - вы наверняка владеете стратегией ручного письма, стратегией складывания дробей и стратегией чтения вслух !

Ездите ли вы на работу, ходите ли в магазин ? Тогда у вас наверняка есть развитая стратегия ходьбы и стратегия, позволяющая доехать до нужного места !

Абсолютно все наши действия следуют некоторым стратегиям. Есть стратегии и для чувств - от любви до ненависти.

Проще говоря, стратегия - это способ что-либо делать. Это - "программа" обработки информации. Причем ей, как и программе, безразлично содержание. Главное, как обработать, а не что. Например: сложить два числа - и она складывает. А какие числа - не важно.

Далее мы также будем пользоваться метафорой, что стратегия - это некий путь(т.е последовательность шагов), от состояния A до состояния B:

изображение пути с петлей - метафора.      Вот такой, иногда кривой, нелепый, но все же путь.

В роли пути может выступать грамотное написание слова, связная речь на иностранном языке, переход в определенное состояние и так далее...

Очевидно, поняв и научившись применять стратегию, реализующую навык или умение, мы получим какие-то новые возможности, часто - свежий и необычный способ делать уже известные нам вещи.

А выяснив, как другой человек мотивирует себя и принимает решения, мы сможем легко вести его в нужном направлении.

Стратегии можно разделить на успешные и неуспешные, эффективные и неэффективные. Успешные добиваются результата, а неуспешные - нет ;-((. Эффективные стратегии позволяют добиться хороших результатов, а неэффективные - плохих ;-(( ...

Большинство стратегий формируется бессознательно:
удачно пройдя "путь" и получив результат один раз, человек запоминает эту стратегию и может ходить так же всю жизнь.
Например, писать с ошибками.
Он не знает другого cпособа делать то же, а часто даже и не подозревает, что такой есть. Особенно это относится к микростратегиям ( см. дальше ).

Считать стратегию можно, аккуратно разобрав, что делает человек на каждом участке пути. Затем ее, очевидно, можно изменить и улучшить: убрать "петлю" или вообще сделать так, чтобы путь пролегал по "прямой".

Становится легко добавлять в нее новые возможности, увеличивая сферу применения и улучшая результат.

     К микростратегиям относят, как правило, то, что делается у человека "в голове". Обычно, это то, чем он занят в данный момент. Примеры микростратегий: музыкальный слух (что человек делает внутри, чтобы определить ноту), умножение чисел, принятие решений и т.п...

НЛП предполагает, что любое действие или обращение к памяти протекает в одной или нескольких модальностях. То есть

Микростратегия в NLP описывается, как последовательность использования репрезентативных систем.

Например: увидел написанное слово - прочитал его про себя - сравнил звучание с имеющимся в голове эталоном - почувствовал, что написано верно (т.н. "аудиальная орфография").

В микростратегиях могут быть чрезвычайно важны субмодальности
     Лежа, представлять темные картины и тихий голос - стратегия засыпания, яркие и большие картины и громкий голос - стратегия бессонницы.

Макростратегия - нечто помасштабнее. Например, макростратегия сдачи экзамена, макростратегия лидерства, стратегия изучения языков. Тут куски будут побольше, да и такие "мелочи" как модальности теряют свое значение. Отрезки времени могут быть гораздо более протяжеными.

Метастратегии описывают другие стратегии. Это, например, методология и NLP.


Модель Т О Т Е

Созданная в 60-х годах схема ТОТЕ (англ. читается "тоут") прекрасно подходит к большинству стратегий и расшифровывается как Тест - Операции - Тест - Выход.


     Первый тест. Пора в путь.

Точка запуска стратегии. Постановка цели и критериев ее достижения.
O ...
     Операции. Идем...

То, что делается для достижения цели. Сама суть стратегии. Операции могут включать в себя много других сложных и многоуровневых ТОТЕ. Скажем, при поездке на работу, мы сначала выходим из дому, затем садимся на транспорт и т п.
T2 ?/?
     Второй тест. Дошли ?

Т1 сравнивается с неким сенсорно очевидным критерием достижения цели. Скажем, если Т1 в стратегии - "добиться уважения", то Т2 может быть "со мной тихо разговаривают", "мои решения имеют большой вес" и т.п. В мотивации вставания с постели это, обычно, отрицательное ощущение страха опоздать ( К- ) и положительное - лежание в постели ( К+ ).

Далеe мы будем говорить о микростратегиях, и опыты сравнивать будем в пределах одной модальности. Действительно, можно сравнить голоса или ощущения, но нельзя - картинку со звуком.

     Точка выбора.

     Последний шаг стратегии. То, что предшествует дальнейшему поведению.

     Насколько Т2 соотносится с Т1?

Стратегию можно завершить? - выходим и меняем то, что нужно, вокруг нас.

Цель не достигнута - идем обратно к операциям, если необходимо, изменяя их количественно или качественно, либо выходим из стратегии.

При выходе из стратегии может запускаться какой-нибудь другой ТОТЕ.



Многие стратегии удобно расписать следующим образом:
  1. Какова сенсорно очевидная цель ( T1 ) ?

  2. Что делается для ее достижения ( О ) ?

  3. Каков критерий ее достижения ( Т2 ) ?
    "Как ты узнаешь, что цель достигнута ?"

  4. Что делаешь, если не достиг ( если возврат к операциям, то что меняется ? )
     "Cенсорно очевидная" означает "понятная через органы чувств". То, что я однозначно могу увидеть/услышать/почувствовать. Например, добрался я домой или нет, человек пожал мне руку или нет и т.п...

Возможно, вам приходилось что-либо делать и не достигать желаемого результата ;-( Возьмите что-нибудь, что у вас получается, и что вы пытались делать, но не выходило.
Распишите стратегии и сравните: чем они различаются?

Типичные причины неэффективности стратегий могут быть следующими:

  1. Негативно поставленная цель.

    В авиакассе:
    - Дайте мне, пожалуйста, один билет от Москвы.

    /Анвар Банкиров/

         Формулировка цели должна быть позитивной, без отрицаний.

         Дело в том, что, хотя негативно поставленная цель часто мотивирует сильнее , она не задает четкого направления. Простите за трагикомичность ситуации, но когда вы при бегстве от маньяка постоянно оглядываетесь назад, то очень легко можете попасть под автомобиль. Потому что не видите, куда бежите.

         А потому, при установки цели в сложных стратегиях ее лучше сформулировать позитивно.

  2. Стратегия сильно зависит от внешних обстоятельств.

    Bезде, где возможно, лучше полагаться на себя. Зачем ждать, пока другие сообразят cделать что-то ( например, подойти, напомнить, позвонить ), когда можно сделать это самому?

  3. Несоответствие цели критерию ее достижения.

         Например: девушка хочет похудеть и стать привлекательней ( T1 - постановка цели ) , с этой целью занимается спортом ( О ), а достигла ли цели определяет по реакции на нее нескольких знакомых парней ( Т2 - сравнение).

    Эта стратегия может оказаться неэффективной, так как несколько знакомых парней не смогут объективно оценить перемены ввиду их постепенности, своей малочисленности и уже сложившихся отношений. То есть Т2 не соответствует T1. Критерии достижения цели не верны.

    Возможно, лучшим для нее выходом было бы проверять реакцию незнакомых молодых людей и/или увеличить аудиторию и/или выработать какие-то другие, более подходящие критерии.

  4. Oтсутствие гибкости в операциях.

    Что делать, если цели, несмотря на объективный критерий, никак не удается достичь ? В эффективных стратегиях обычно предусмотрены изменения в операциях: "не получается так - попробуем иначе". Чем больше возможностей и выборов в операциях - тем лучше.

    Наличие "оператора", то есть другого человека, задающего вопросы и проводящего анализ, приветствуется !

    Например, нежелательно читатать, пункт 1, чтобы сформулировать п. 4. В этом случае вы можете подсознательно заменить истинный критерий на тот, который "красиво звучит", а в стратегии все еще использовать старый - плохой. Наличие же "оператора" сразу решает эти проблемы, а также дает свежий взгляд и новые выборы ;-))).




Принципы хорошо сформулированных стратегий.


В стратегии должна быть хорошо сформулированная репрезентация результата.

Стратегия должна включать в себя: триггер, операцию, тест, выход.

Включать все три репрезентативные системы (ВАК).

Хотя бы один шаг должен быть обращен к окружающему миру.

Никакого петляния после точки выбора.

Стратегия должна иметь наименьшее количество шагов для достижения результата.

Конец части 1.




Up