logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

The Structure of Musical Talent.

by Joseph O'Connor
перевод Кантор И.


Структура музыкального таланта.

     В наше время разработано много способов и техник обучения игре на музыкальных инструментах. Но почему-то нигде не учат необходимым для этого качествам.

Встречаются люди, обладающие очень хорошим музыкальным слухом, владеющие им в средней степени и, наконец, те, которым "медведь на ухо наступил". Почему-то предпологается, что качество - врожденное. Но так ли это ? То же самое относительно музыкальной памяти.

Джозеф взял интервью у 48 успешных студентов различных музыкальных учебных заведений и выявил весьма интересные общие паттерны.

В проекте изучались три основных музыкальных навыка:

1. Память на ритм - способность прослушать участок музыки и простучать ритм.

2. Память на высоту тона - способность самостоятельно пропеть данный фрагмент мелодии.

3. Способность определять минорные и мажорные аккорды.

Эти умения или их сочетания применяются во всех областях, связанных с музыкой.

Память на ритм.

Студентам были предложены различные тесты, которые были им интересны. Кроме того, они были уверены в своей способности сделать задание.

Вне зависимости от того, была мелодия пропета или простукана, паттерны оказались примерно одинаковы.

P.S Если хотите использовать это самому, советую внимательно прочитать каждый пункт. Это действительно слагаемые успеха.

1. Cлушая мелодию, они постепенно адаптировали к ней свою позу, позицию глаз и дыхание, как будто настраиваясь на музыку всем телом. Oбычно голова наклонялась в сторону, а глаза были направлены вниз.

2. Перед прослушиванием было важно узнать, насколько длинная и трудная будет мелодия. Им нужно было очистить головы и освободить определенное количество места для задания.

3. Во время звучания музыки, они построят "общее впечатление" от нее. Его обычно описывают как "настроение" или "отпечаток" участка.
Это ощущение представляет отрезок как часть целого и связь с ним тестируемого.

4. Следующий шаг - формирование визуальной репрезентации музыки. Большинство студентов представляли себе нечто вроде графика, где по вертикальной оси шла высота тона, а по горизонтальной - продолжительность по времени. Этот процесс описывался как "создание музыкальной карты", "числовые паттерны", "создание графика" и т.п. Ритм мелодии часто использовался для общей организации картины.

Чем длиннее и сложнее была музыка, тем больше студенты полагались на этот образ. Он всегда был яркий и ясный, в фокусе и на удобном для чтения расстоянии. Некоторые студенты визуализировали строфы с конкретными нотами, однако такая подробная картина не обязательна.

Ощущения, звуки и картина создавались одновременно при первом прослушивании. Чувство давало общую "рамку" для подробного образа. Последующее внутреннее слышание помогало фиксировать те части мелодии, которые были еще неопределены.

При вспоминании музыки, первый такт служил ключем, триггером для воспроизводстава всей последовательности. Так же актеры используют вербальные ключи для длинных изречений. Однажды начавшись, цикл может продолжаться практически сам собой.

Запоминание идет в последовательности: аудиальное -> чувства -> визуальный канал, но все элементы присутствуют в памяти одновременно. Хорошей аналогией является радио. Ток протекает в одном, определенном направлении и последовательности, однако все части работают одновременно.

5. Многие студенты мысленно проигрывали мелодию про себя сразу после того, как прослушали ее. Повторение идет в оригинальной тональности, но на большой скорости.

6. Все студенты слышали в уме мелодию, обычно в оригинальной тональности, при пении или выстукивании. Также они видели картину и испытывали соответствующее ощущение. Это давало им три пути хранения и восстановления участка музыки, а также большую свободу в выборе методов.

7. Они знали, если сделали ошибку, но не могли ее исправить. Либо картина была неясна, либо они не могли услышать звук, или чувство от собственного воспроизведения отличалось от общего ощущения музыки.

8. Студенты разбивали музыку на более мелкие отрезки. Они замечали повторяющиеся фрагменты тона и ритма, которые запоминалось визуально даже после одного прослушивания.

9. Было критически важным воспроизведести первый такт. Он устанавливал "настроение" мелодии, создавал ожидание и служил отправной точкой для дальнейшего повторения.

Итак,

Все успешные студенты использовали одну и ту же стратегию:
они слышали мелодию - создавали ощущение, соответствующее этому отрезку в целом и использовали то, что слышали и чувствовали, чтобы формировать картину музыки. Она теперь была не просто аудиальным воспоминанием, но синестезией из звуков, образов и чувств. Студенты прокручивали ее на большой скорости. Потом они простукивали или пели ее, заново слыша, просматривая и отслеживая начальное ощущение. Музыка и звуковая память - не просто аудиальный опыт !

Затруднения

Работая с этими идеями, я обнаружил, что студенты с различными сложностями всегда обладают стратегиями, отличными от вышеописанной.

Вот основные различия:

1. Более длинные стратегии с большим количеством повторных прослушиваний и просмотров менее эффективна. Больше шагов - больше вероятность ошибиться.

2. Частой причиной затруднений была попытка вспомнить первую часть, слушая вторую. В результате "зашумлялись" и портились обе.

3. Важен порядок шагов. Студенты, извлекавшие ощущение из образа, в основном, получали худшие результаты.

4. Студенты, не создававшие зрительный образ, имели большие проблемы со звуковой памятью. Это, скорее всего, единственный наиважнейший элемент. Успешные студенты делали яркие, близкие и хорошо сфокусированные образы. Способность манипулировать внутренними образами и звуками - то, что и составляет суть музыкальных упражнений. Это - основа музыкального самовыражения и интерпретации музыки. Если Вы занимаетесь музыкой с "продвинутыми" студентами - возможно, Вам будет легче исправить некоторые из этих возможных ошибок, нежели внедрять стратегию полностью.


Обучение стратегии.

Вот формальные шаги обучения стратегии:

1. Попросите ученика услышать внутри себя мелодию, которая ему нравится. Спросите, как он это слышит ( Т.е моно или стерео, насколько громко и т.п.). Практически каждый, как бы слабо одаренными он себя ни считал, наверняка может вспомнить музыку, которая ему нравится. Таким образом, у него есть ресурс, соответствующий свободному и приятному прослушиванию, и он может им воспользоваться.

2. Попросите ученика создать пространство для музыки в том же месте, откуда они слышат приятные мелодии, и потом вспомнить ее на слух таким же образом.

3. Попросите ученика получить общее ощущение от музыки, когда вы будете ее играть. Тут не может быть "правильного" или "неверного" ответа. Пусть чувство будет ведущим для общих очертаний мелодии и для ее некоторого образа. Играйте мелодию столько времени, сколько потребуется. Если в процессе возникнут сложности, то, возможно, ученику нужно будет потренироваться в получении ощущения от музыки и в создании ее образов несколько уроков.

     4. Найдите, где в мелодии обрыв, и где пробелы ( если они есть ). Сыграйте ее еще раз, чтобы ученик их заполнил. Если потребуется, разделите мелодию на более мелкие участки. Для начала сделайте ее короткой и простой.

5. Попросите ученика проиграть мелодию на большей скорости, прослушивая, просматривая и получая ощущение еще раз.

6. Попросите прохлопать или пропеть мелодию для вас еще раз.

Одно замечание о пении.

Ученики могут иметь трудности с пением по двум возможным причинам. Возможно, они точно поют то, что внутренне слышат, но это встречается редко. Скорее они слышать все внутренне весьма точно, но не имеют соответствующего контроля над голосом, чтобы это передать. Это абсолютно другая проблема, которая лежит вне сферы этого проекта.

Если вы будете систематически внедрять эту последовательность шагов, то поможете своим ученикам построить и демонстрировать хорошую стратегию для вспоминания музыки. Для начала важно, чтобы ученику удавалось как можно больше. Уверенность в себе - необходимая компонента любого успешного выступления.

Процесс обучения отличается от демонстрации навыка. Иногда их смешивают и обучение становится серией проверок учеников, обнаруживающих скорее то, чего они не могут делать, нежели то, что им удается. При изучнии чего-либо, все является обратной связью, особенно ошибки, которых не стоит опасаться.

Изо всех сил стараясь избежать ошибки, ученик нервничает и, наоборот, проваливается. Это сильно затрудняет процесс обучения. Если же обучение происходит от успеха к успеху, создавая эффективную стратегию, то конечный результат скорее всего будет удачным и высококачественным.

Обучение группы.

Подобные умения не завязаны на каких-то сложных рассуждениях и концепциях. Их легко преподавать всей группе одновременно.

Для начала попросите каждого вспомнить любимый звук или мелодию, определить направление, он исходит ( откуда он внутренне ее слышит), и показать (приблизительно) то место в пространстве, где он бы хотел разместить ее образ.

Затем попросите их прослушать звук, например, гонг или песню птицы, получить ощущение, соответствующее этому звуку и представить его размер и очертания в пространстве в том же месте, где они держат свои любимые звуки.

Попросите из представить, какого типа образ мог бы представлять этот звук, опять же в том месте, которое они используют для любимых звуков.

Они могут проиграть звук заново в голове, следуя той же последовательности: ощущение - образ - звук. Этот процесс можно затем повторить целиком, но уже с другой серией нот или звуков.

Cледующий шаг - поступить так же с последовательностью звуков, затем с последовательностью из 3-5 нот, для начала - из знакомой мелодии. Потом можно использовать новые небольшие музыкальные фразы. Дети могут двигаться и хлопать в ладоши, когда слушают или проигрывают мелодию в голове. Это помогает установить ритм фрагмента. Так их обучение будет идти быстро и очень интересно.




Up