logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

Введение в NLP-моделирование.

NLP - нейролингвистическое программирование - сравнительно новая наука, которая изучает не теорию, но практику того, как работает человеческое мышление. NLP содержит довольно много различных техник и методов произведения изменений, однако без каких-либо намеков на причины того, почему они работают.

Моделирование - способ на довольно глубоком уровне понять, как действует другой человек и перенести его умение на себя или другого человека.

Получаемые результаты могут быть очень интересными и полезными на практике. В частности, можно смоделировать грамотность, музыкальный слух, быструю обучаемость и многое другое. Можно за час научиться писать "врожденно грамотно". Результаты могут быть просто потрясающими, так что моделирование стоит того, чтобы хотя понять его основные принципы.

Вообще говоря, моделирование имеет и большое психотерапевтическое значение: можно понять, как клиент создает свою проблему, а затем повлиять на процесс. Но сейчас мы занимаемся именно Моделированием Совершенства.

Цель процесса моделирования - создать модель - информацию о шагах, которые нужно сделать, чтобы получить данный результат (вроде рецепта приготовления или компьютерной программы). Модель не может быть ни верной, ни неверной. Она работает, либо нет.

Некоторые понятия НЛП.

Одно из основных открытий НЛП - репрезентативные системы и модальности.

Оказывается, можно очень легко и эффективно разделить наш опыт и воспоминания на части: опыт Визуальный (зрительный), Аудиальный (слуховой) и Кинестетический (ощущения).

Это и есть модальности. Некоторые добавляют к ним Густаторную (вкус) и Олфакторную (запах).

Репрезентативные системы - почти то же, но выделяется, имеет что-либо смысл или нет. Например, аудиальная репрезентативная система делится на аудиально-тональную: музыка, неразборчивые звуки, и т.п.., то, где наиболее важно - как звучит, и на аудиально-дигитальную: cлова, и прочее, имеющее смысл. Визуально-дигитальная репсистема - формулы, имеющие смысл знаки типа "СТОП" и т.п.

Конечно, в конкретном опыте модальности могут пересекаться: представьте, что вы идете по лесу... и можете видеть вершины деревьев... как они колышатся... вы можете ощутить ветер на лице... И ощутить радость и прилив сил...

Сидя здесь и сейчас, за компьютером, вы можете понять, что такое тоже возможно и часто имеет место. Научное название дя этого - синестезия.

Микростратегии - способы думать, которые мы будем изучать, описываются как последовательности использования репрезентативных систем: увидел написанное слово - прочитал его про себя - сравнил звучание с имеющимся в голове эталоном - почувствовал, что написано верно ( аудиальная орфография ).

Для моделирования микростратегий очень удобна система ROLE. Она состоит из 4-х частей. Примеры конкретных стратегий, записанных по ROLE с расшифровкой - ниже.

R
Representational system
Репрезентативная система

Какие чувства доминируют на данном этапе. Различают Визуальную ( зрение ), Аудиальную ( слух ) и Кинестетическую ( ощущения, вкус, запахи ). Иногда отдельно из кинестетики выделяют также Олфакторную ( запахи ) и Густаторную ( вкус ).

В аудиальной системе используют обозначение А ( или Ат, тональная ) для музыки и неязыковых звуков, и Ад ( дигитальная ) для слов, или чего-либо, несущего смысл. Внутренний диалог и осмысленная речь - Ад. Дигитальными также могут быть В и К.

O
Orientation
Ориентация

Репрезентация может быть обращена наружу (н) или внутрь (в) : на хранимый в памяти (п) или конструируемый сенсорный опыт (к).

L
Link
Связь
Как используемые репрезентативные системы связаны между собой.

   A --> B   
   Изменение модальности в пределах того же опыта.
   A / B   
   Cравнение, совпадение / несовпадение.
   A   
   Cинестезия
   ---   
   В   
   A -->м В   
  Мета - реакция В на репрезентацию А
   A -->п В   
  B - полярная реакция на А
   А ± В   
   Точка выбора
E
Effect
Результат

Каждый элемент мыслительного процесса должен иметь некую цель. Можно ывделить три основных эффекта:

  Данный шаг ...

a.   Генерирует или вводит сенсорную репрезентацию,
b.   Оценивает отдельно взятые состояния по какому-либо признаку/критерию,
c.   Воздействует с целью изменения на какую-либо часть опыта и поведения.

Это основа записи, которыу можно уточнять, как угодно, например написать: Ансвист - услышал свист.

Примеры записи ( выдрано с мясом из методички А. Любимова )

В - визуальное вспоминание. Образное вспоминание, визуальная память

Вд - визуально-дигитальный канал. Память текстов, чисел, символов.

Вк - визуальное конструирование. Аналоговое придумывание - мечты, фантазии, "розовый слон"...

Вдк - визуально-дигитальное конструирование. Придумывание надписей, математические расчеты.

Вн - внешнее визуальное восприятие.

Вдн - внешнее дигитальное восприятие. Надписи, буквы, знаки.

Ат - аудиальное вспоминание. Вспоминание звуков, голосов, музыки.

Адв - внутренний диалог. Память слов, предложений, речи.

Атк - аудиальное конструирование. Аналоговое придумывание - мечты, фантазии, сочинение музыки.

Адк - аудиально-дигитальное конструирование. Контроль речи, придумывание того, "как правильно сказать".

Ан - аудиальное внешнее. Аудиальное внешнее восприятие.

Ав - аудиальное внутреннее. Память слов, предложений, речи.

К - кинестетика. Ощущения, запахи, вкус, осязание...

Кдн - кинестетико-дигитальный канал. Слепое письмо, алфавит для слепых.

К+мета - положительное мета-ощущение.

Кмыш - мышечное ощущение.

Последовательность Ап -> Bк -> К+мета

Тест Вн / Вп

Говорится одно, но ощущается другое Ав ->п Кв

Разговры о картинке Вв ->м Адн
Ввод аудиального и визуального одновременно
Ан
-----
Вн

Примеры микростратегий с расшифровкой.



         - испытываю голод, ощущаю вкус того, что хотел бы съесть,

         - смотрю на еду, одновременно ощущая, каков может быть ее вкус

         - сравниваю: это то, что я хотел ?

         - говорю официанту ( ;-)) ), что заказываю, либо возвращаюсь к операциям, меняя предмет осмотра ;-))

     Cоответственно, имеем:

Квголод -> Кввкус, к   ,   Внеда / Кввкус    ,   Кввкус / Кввкус   ,  Aнд.


Cтратегией проверки орфографии: "увидел написанное слово - прочитал его про себя - сравнил звучание с имеющимся в голове эталоном - почувствовал, что написано верно" пользуются многие "четверочники".

Ее запись: Вн - Ад - Атт - К.

Возможно, это вступление было и необязательно, так как c одной стороны, чтобы извлечь большую пользу из описаний стратегии, нужно знать о них гораздо больше, а с другой - все записи стратегий обязательно будут расшифрованы... но лучше с ним, чем без него.




Up