logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

Как учить предмет ?

К сожалению, у меня нет результатов обширных исследований... Однако существуют некоторые наработки, полученные как результат снятия множества успешных стратегий и выделения общего из них.

На сей день материал, увы, недостаточно полон для однозначных выводов, все ниженаписанное - "имхо" на сегодня и будет меняться.

Но меняться только в лучшую сторону !!!

Это уже ВЕСЬМА эффективные стратегии. Единственная проблема, могущая возникнуть при их использовании - мотивация. Но они работают !!! Это - не теория, но практика ботанства ;-)).

Внимание! Если ДЛЯ ВАС все работает - великолепно, прошу вас написать мне об этом. Если где-то заминка - тоже напишите. Вполне возможно, что какие-то важные куски стратегии я не набил, посчитав очевидными (хотя для Вас это может быть не так и это нормально).

Снимая стратегии, мне приходилось сталкиваться с весьма разными способами запоминания.

Наиболее высокий процент имели «кинестетические» способы: проделать шаги самому, чтобы запомнить. Эффективность низкая.
     Далее - «дигитальные»: прочитать и понять идею и логику, чтобы запомнить. Эффективность средняя.
     И, наконец, «визуальные» - их используют немногие, но результат наилучший. Это - «запомнить доказательство образно».

• Понятно, что наиболее успешными являются их комбинации. Здесь я привел статистику доминирующих в запоминании систем. Наиболее успешные сочетают типы 3 и 2.

ВАЖНО !!! 90% данных собиралось у людей, изучающих математику, физику и так далее (мехмат, ВМК, физфак и т.п. МГУ, МИФИ, МФТИ и т.п.) Cоответственно, стратегии направлены, прежде всего, на изучение технических предметов. Стихи так никто не учит ;-)) И языки тоже ! {8-] Но, скажем, к истории можно применить... Решайте сами в каждом конкретном случае.

Стратегия 1.

Необходимые условия для полноценного применения:

- Hаличие материала, который требуется сдать.
- Наличие точных формулировок билетов.

Желательные условия:

- Наличие непосредственно того листочка / билета, который вам выдадут / на который укажут в качестве вопроса.
- Наиболее развитая и ведущая кинестетическая репрезентативная система.

А вот собственно стратегия с анализом типичных НЕэффективных ходов.

    Размельчать будем по ходу объяснения.

  1. Общий цикл:
         Учим билеты один за другим.

    [!] Ни к чему предварительно читать лекции/учебник - это потеря времени. Сразу учить эффективнее.

    [!] Не делайте пометки, какие билеты выучены, а какие - нет. У нас будет другой критерий выученности билета, гораздо лучший.

    Работаем регулярно, на сложный экзамен в ВУЗе придется потратить несколько дней.

    Если Вы заметили билет, который вроде бы выучен, но вы не уверены, помните ли его, повторите !

    Каждый раз, заново приступая к работе, проверяйте качество выученных предыдущих билетов. Повторить билет следует хоть один раз в течение 10 мин - 24 часов после выучивания. Не раньше и, желательно, не позже.

         Так до тех пор, пока все билеты, даже самые трудные, не будут выучены. (Иногда, правда, встречаются абсолютно глючные и неотвечабельные вопросы - в таком случае следует запомнить их формулировки и постараться вычислить их в билете по длине на просвет, а также сделать шпаргалку. Но их МАКСИМУМ 1-2 на экзамен. Лучше все выучить ;-)).

  2.       Стратегия выучивания билета:

    Cмотрю на вопрос билета. Беру первый вопрос / теорему, выучиваю ее, беру следующий вопрос, выучиваю и т.п... ну тут все понятно ];-]
  3.      Суть стратегии - как учить цельный, самодостаточный кусок билета (теорему, например) :

    1.      Сначала читается формулировка, затем доказательство. Необходимо добиться полного понимания доказательства и формулировки. В доказательстве должны быть использованы ВСЕ данные формулировки.

    2.      Следующий этап: реструктуризация доказательства. Ну это - микростратегия. Лучше загляните в раздел "Математика". Там она есть.

    3.      Учится доказательство:

    Смотрим на кусок рассуждения (например, вывод промежуточной формулы, или доказательство промежуточного утверждения) и пытаемся провести его сами. Процесс вывода формулы можно осуществить на бумаге. Пишем только то, что должны писать, чтобы поддерживать ход рассуждений. Никаких "тогда и только тогда, когда...". Обоснования: "почему так" проговариваем и визуализуем в уме.

    ! Все доказываем, по возможности, используя графическую интерпретацию.

    То есть запись не должна быть "точь-в-точь как на экзамене": в этом случае тратится неоправданно много времени и чернил. Пишем мы только с целью иметь помощь в проведении рассуждения.

    Если где-то ошибка/заминка - смотрим и ПРОВОДИМ РАССУЖДЕНИЕ (данный его кусок) СНАЧАЛА. В следующих проходах по билету записей надо будет все меньше и меньше, а время повторения сократится до нескольких секунд.

    Если видите название теоремы, на которую опираетесь в доказательстве - не поленитесь, повторите ее формулировку и, желательно (но не обязательно), доказательство.

    3. Повторение билета.

    Это - тоже весьма важная часть стратегии. Представьте, что вы на экзамене. Очистите вашу голову. Прочитайте билет, как будто вам на него только указали, и начните ЕСТЕСТВЕННО отвечать на вопросы билета. То есть билет служит мощным якорем для теорем. Вы отвечаете на то, что спрашивают. Итак, вы самостоятельно проводите все рассуждения билета. Если где-то заминка - см ранее, что делать.

    Замечу еще раз: взгляд на билет - НЕ формальная процедура. Неверный ход: сначала вспомнить то, что доказывать будете, а потом посмотреть на билет. Верно: вы повторяете билет, а потому вспоминание доказательства - естественный ответ на его прочтение: визуальное и аудиальное.

      Выучивание каждого доказательства более подробно описано здесь. В той форме оно намного четче и удобнее для переноса, однако использует инструменты НЛП. Читайте первый тип успешных стратегий обучения математике.

Конечно, невозможно перенести на «бумагу» живой, творческий процесс обучения. Поэтому стратегия обозначена в общих чертах и допускает микроизменения. Подойдите к процессу с умом, не надо "ботать" механически k;-). Иначе может получиться вот так:
Сдает студент экзамен по электротехнике. Отвечает прекрасно, поражает экзаменатора своими знаниями, тот ставит ему "отлично", а потом спрашивает:
- Слушайте, вы правда все так блестяще понимаете?
- Да не все, - мнется студент. - Есть у меня один вопрос. Ведь переменный ток - он вот такой, - и чертит рукой в воздухе синусоиду. - Так почему же он по прямым проводам проходит?

Учитесь и получайте удовольствие. В начале изучения могут возникнуть проблемы, но очень скоро вы поразитесь, с какой быстротой и изяществом ваш мозг усваивает информацию !!!



А теперь старый, бородатый анекдот:

Позвали как-то раз Физтеха, ВМКшника и МЕХМАТянина,
дали задачу: Ф. и В. маются час, куча бумаги разбросана, окурки расшвыряны...
А М. сидит, сложив руки в два ковшика, и ладони пальцами одну к другой то так, то сяк прикладывает....
Через час взял листок, чего-то накарябал за минуту - сдал.

Дали другую: у Ф и В конспектов гора, по сторонам бутылки раскиданы, голова пухлая, а М. сидит опять ладони складывает-раскладывает.
Через 4 часа карябает что-то и быстро сдает.

Последнюю дали: Ф и В за книгами не видно, уж не до водяры: только ручки строчат, а М то же делает... Через 12 часов Ф и B лежат, М карябает что-то за 15 минут - сдает.

  Проверяют: у Ф и В ошибки, а у М все верно (?!) 8-(.........)
Ну его спрашивают:
- Типа как вам удалось, такие задачи... :@ ???
- Да, это все фигня. А вот интересно, как ежики сношаются ?


Дык вот, все это нужно и полезно, а сейчас несколько важных банальностей.

На пересдачи, как известно, приходят не самые глупые студенты... А самые ленивые. Действительно, в кратчайшие сроки выучить весь курс даже владеющему хорошей стратегией усваивания информации студенту зачастую не так-то просто. Поэтому часть материала просто опускается. Здесь я попробую рассказать, что можно опустить сравнительно безболезненно, а что пропускать ни в коем случае нельзя.

Концепция дерева

Курс предмета, как правило, имеет некоторую внутреннюю логику. То есть некое дерево предмета (или несколько деревьев, если курс делится на части), где для понимания сложных билетов нужно ознакомление с более простыми (из начальных ветвей растут новые). Это дерево составляет собой основу предмета и его-то, в основном, и надо знать. Кроме того, в лекциях всегда разбираются некоторые вопросы, лежащие, вообще говоря, несколько в стороне от основного курса.

Как это самое дерево обнаружить? Походы на семинары могут сильно облегчить работу... Список задач к экзамену/зачету (или что-нибудь вроде этого) тоже может сильно помочь.. Если видишь большой талмуд лекций в свою первую встречу с предметом (4 дня до экзамена), то шансов сразу разобраться практически нет... Точнее, можно, но сложно 8(. Эта стратегия еще не формализована ;-) Думаю, каждый может справиться в меру своего опыта и желания.

Общая логика тут такая: даже любящие "покопать" экзаменаторы обычно не спрашивают доказательства первых, легких билетов дерева, знание которых, однако, обеспечит прочный фундамент для разговора с преподом и для понимания остальной части курса.

Мораль: В таких билетах хорошо усваиваем формулировки. Это важно. Доказательствами можно зачастую пренебречь вплоть до составления шпор и надежды на собственную сообразительность.

Более сложные билеты дерева, составляющие "костяк" курса, спрашиваются всегда. Вопрос "на пятерку" часто задается по самым сложным вопросам в "дереве курса". Не говоря уже о том, что, выучивая сложный билет, можно часто получить в свой арсенал и доказательства ряда более простых (как частных случаев).

Мораль: очевидна. "Костяк" предмета - то, что нужно выучить.

Билеты, лежащие вне дерева курса, можно, как правило, разделить на две части:
- простые (например, вводится некоторое понятие, а потом расширяется и далее используется в расширенном виде. Так легче понять студентам. В данном случае то, что было вначале, после того, как вы поняли более сложные вещи, уже не нужно более никому. И преподу в том числе.)
- и сложные. Как тут объяснить? Например, сложный билет, скажем, в середине курса, в котором выводится некий факт, нигде в дальнейшем не используемый. Сложно найти критерии для такого типа вопросов. Думаю, каждый сможет находить их самостоятельно по мере получения экзаменационного опыта.

Мораль: если простые билеты можно учить очень слабо даже по части формулировок (не забыв, однако, сделать шпоры на эти билеты), то формулировки сложных обязательно знать, но с доказательствами обращаться довольно свободно (если не выучил хоть что-то, шпора, ессно должна быть). Желательно, все же, знать.

Эта концепция "дерева", если ей с умом пользоваться, может просто волшебно помочь. Случай из собственной практики: к экзамену по мат. анализу за 4 семестр курс был прочитан такой, что в дереве оказалось 7 билетов из 20+. Да, да :) И, воспользовавшись вышенаписанным, мне удалось весьма прилично сэкономить собственное время. А экзамен прошел как по маслу.

Итак, теперь вы знаете, что и до какой степени нужно учить для успешной сдачи экзамена.

I. [Стратегия учебы] [Повышение интеллекта] [Мотивация к подготовке]
II. [Дома перед экзаменом] [За 5 минут...] [Преподы - как выбирать] [Запудриваем мозги...]



Up