logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум


Оглавление

Часть 1. Ликбез:

1. Что такое стратегии и зачем их считывать ?

2. Модель ТОТЕ. Сущность и применение.

3. Почему стратегия может быть неэффективной и как с этим бороться ?

4. Принципы хорошо сформулированных стратегий

Часть 2. Калибровка и запись микростратегий.

1. Калибровка: метастратегия BAGEL (Р.Дилтс).

2. Система записи ROLE (Р.Дилтс).

Часть 3. Переходим к конкретным стратегиям.

1. Разбор конкретных стратегий:

    - Мотивация ,

    - Принятие решений ,

    - Хорошо сформулированная стратегия обучения. ,

    - Понимание ( организация информации )

2. Техники: превращение замешательства в понимание,
моделирование понимания другого человека.

3. Последовательности входа в состояние.

4. План считывания последовательности входа в состояние.

5. Внедрение стратегий.

Часть 4. Продвигаемся дальше. Собственно моделирование.
Многое пока, увы, не написано.

1. Ваш проект моделирования умения.

    - Как выбирать людей для проекта ?

    - Чем мотивировать квалифицированных людей и привлекать их в ваш проект ?

    - До каких пор продолжать проект ?

    - Критерий успешности процесса моделирования.

2. Cистематизация процесса. Взаимодействие TOTE.


Разбор конкретных стратегий.

Здесь я буду говорить в основном о микростратегиях, так как именно они наиболее интересны и сложны для считывания.

Будем разбирать мотивацию, принятие решений и понимание ( стратегию обработки информации ).

Что же такое мотивация ? Представьте себе вкусный кусок сладкого... Большой кусок... А чтобы до него добраться, нужно пройти по горячим углям. Так вот именно для этого и служит стратегия мотивации. А также для того, чтобы вставать по утрам с постели, готовиться к экзаменам и многого другого.

Стратегия мотивации - это способ преодолеть неприятный отрезок пути, за которым следует "вознаграждение". Мотивация бывает К чему-то и ОТ чего-либо. К более приятна и дает возможность обходиться без стрессов. Увы, для многих она неэффективна и малопонятна ;-( . Мотивация ОТ обычно сильнее, и ее использует большинство. Очевидно, в мотивации К "продвигают вперед" приятные переживания, а в ОТ - неприятные.

     Используемые стратегии мотивации часто различаются в зависимости от отрезка времени. Мотивация подъема с постели может кардинально отличаться от, например, подготовки к экзаменам. Для эффективной мотивации К в этом случае весьма желательно существование каких-то признаков близости цели, то есть "вознаграждения" за каждый пройденный этап. "По мере выучивания билетов картина получения пятерки увеличивалась и обрастала новыми деталями...". Если вы хотите узнать о мотивации и ее встраивании поподробнее, то вам сюда. Хотя кое-что будет сказано и здесь.

А теперь вернемся к собственно моделированию:

Пример микростратегии мотивации К: я просыпаюсь и

    - смотрю на будильник.

    - представляю себе, как много всего я успею сделать за утро, получаю от этого удовольствие.

    - сравниваю ощущения от предвкушения и от расслабленности и покоя. Если побеждает второе, то меняю картинку на более красочную, Если первое - то

         - говорю себе, что лучше встать, встаю.


А как мы это запишем по ROLE? Попробуйте сами и сравните результат.


В терминах ROLE имеем

Тест 1:    Bн
Операции:    Ввк -> К+мета
Тест 2:    К+мета / К+мета Далее либо коррекция субмодальностей в операциях, либо
Выход:    Aвд

В мотивации ОТ могут, например, конструируроваться картины того, как плохо будет, если я опоздаю и в Тесте 2 сравнение будет К+мета / К-мета

     Кроме того, для перехода с замкнутого цикла ТОТ на выход Е часто требуется качественный субмодальный сдвиг.

Скажем, картинка опоздания делалась все интенсивнее и интенсивнее ( ярче там, или больше, или какая субмодальность за это отвечает), а потом из картинки стала панорамой. То есть стала окружать человека (Я надеюсь, вы знаете, что такое панорама ;-) Вроде "Бородинской битвы" {8-] ). Или человек ассоциировался с картиной.

А вот классика мотивации К:

Человек видит работу, которую надо сделать ( Ввнешнее ) .

Слышит внутренний голос ( Ад ), громко и ободряюще говорящий нечто вроде: "Пора это сделать".

Затем создает большую, яркую и сверкающую картину ( Вк ) уже законченной работы и сравнивает с тем, как она выглядит сейчас ( Вп ).

Глядя на эту картину, он испытывает приятные ощущения ( К+мета ) и начинает работать.

Итак, Ввнешнее --> Ад --> Вк / Вп --> К+мета


И, конечно, ОТ:

Человек видит работу, которую надо сделать ( Ввнешнее ) .

Слышит внутренний голос ( Ад ), неприязненно говорящий нечто вроде: "В конце концов, тебе нужно это сделать".

Он сопротивляется ( К-мета ).

Он создает картину ( Вп ) чего-нибудь другого, что бы он предпочел делать вместо этого и получает положительные ощущения ( К+мета ).

Полярно, он конструирует картину того, что случится, если он не сделает работу ( Вк ) и испытывает неприятные переживания ( К-мета ).

Этот круг от голоса до К- может продолжатся некоторое время, пока картина нежелательных последствий не становится большой и близкой, а соответствующие ощущения не станут слишком неприятными.

Когда порог достигнут порог, он берется за работу.

Тут запись будет:
Вн --> Ад --> К-мета --> Вк / Вп --> К+мета -->п Вк --> К+мета


     Еще раз напомню, что сравнение, то есть Т2 может проводиться только в пределах одной модальности: нельзя сравнить картинку и звук. Таким образом, одна репрезентация может быть неким внутренним критерием ( мне хорошо в постели), а другая должна появиться в фазе операций или в Т1. Сравниваемые модальности могут появляться и там и там, но нужно ясно представлять, что откуда.

     Например:

         - испытываю голод, ощущаю вкус того, что хотел бы съесть,

         - смотрю на еду, одновременно ощущая, каков может быть ее вкус

         - сравниваю: это то, что я хотел ?

         - говорю официанту ( ;-)) ), что заказываю, либо возвращаюсь к операциям, меняя предмет осмотра ;-))

     Cоответственно, имеем:

Квголод -> Кввкус, к   ,   Внеда / Кввкус    ,   Кввкус / Кввкус   ,  Aнд.


     Здесь тестируемые репрезентации появляются в первом тесте и операциях.

Итак, мы уже вплотную подобрались к

Cтратегия принятия решения.

     Изучение этой стратегии ценно не только возможностью оптимизации, но и приобретением способа убеждать. Дело в том, что, когда проводишь человека по шагам его же стратегии, это воспринимается чуть ли не как собственные мысли. Однако, этот вопрос лежит вне данного текста.
     Разумеется, после некоторой практики вы сможете калибровать ее просто по невербальной реакции на вопрос ( по глазам, например ), пока же мы займемся ее "официальным" считыванием.

Наводящий вопрос для Т1 может быть: "Как ты узнаешь, что настало время ... ?" ( принять решение ). А можно и просто спросить: "Как ты решил ... ?". Обычно человек невербально демонстрирует свою стратегию и использует характерные предикаты. Следите, что откуда появляется в Т2.

Продолжая идею критических субмодальных сдвигов, скажу, что и тут, и в стратегии мотивации, и во многих других стратегиях можно применить модель "убедителей".

     То есть стратегия циклически идет по первым трем шагам: TOT, и во время этого могут меняться

1. Интенсивность,
     Картинка опоздания и выговора становилась все ближе и ближе, и в какой-то момент он ассоциировался с ней и встал с кровати.
2. Число примеров,
     Когда уже третий человек посоветовал ему купить эту марку автомобиля, он так и сделал.
3. Частота,
     Он решил вернуть книгу только когда ему стали звонить из библиотеки несколько раз в день.
4. Длительность,
     Его пытали около часа, прежде чем он решил рассказать все.
( Тест 2: "Стоит рассказывать все?" Cравнение К- с максимально возможным. "Не-е, с меня хватит !". )
5. Интервал (чего не происходит),
     Он бродил по рынку уже час ( операции ) и, когда он наконец увидел яблоки, то сразу купил.
6. Последовательность действий.
     Ну, это понятно.
     Изменяться, как и было проиллюстрировано, эти параметры могут по
а. Числу раз,
б. Силе,
в. Времени.
     Разумеется, убедителей часто несколько. В примере 4 это, скорее всего, длительность и интенсивность :-E~~.

При этом часто имеет место феномен "последней соломинки" : На спину верблюда кладут тюки с сеном... кладут, кладут, уже все положили... И, когда на спину верблюда упала последняя соломинка, его хребет переломился. Так количество перешло в качество. ;-(    ;-). В стратегии мотивации таким же образом может возрастать интенсивность.

Пример стратегии принятия решения:

  Увидел ( Вк ) - проверил соответствие критериям ( Ад ) - почувствовал, что подходит ( К ).

Здесь большой интерес представляют также критерии оценки.

Лучше не путать стратегии выбора, принятия решения и мотивации: человек может принять решение, но не выполнять его, так как слаба мотивация. Или, может быть, он не может даже принять решение ( стратегия "неэффективна" ), тогда о мотивации не может быть и речи. Стратегия выбора обычно состоит из оценки перспектив и принятия решения.


Хорошо сформулированная стратегия обучения.

1. Позитивность.
Часто обучение чему-то новому ассоциируется с обучением в прошлом, что не понравилось и не доставляло удовольствия. Лучше иметь ресурное восприятие процесса обучения.

2. Укрупнять и разукрупнять надлежащим образом.
Нужно определить наименьший кусок информации, с которого можно начать обучение.

3. Получение обратной связи.

4. Сравнение.
Оценивать свой прогресс в обучении лучше, сравнивая себя с самим собой, настоящего с прошлым.

5. Выход.
Некоторые выходят из процесса обучения рано, а некоторые никогда. Найдите точный сенсорно очевидный признак выхода.

6. Использование "состояния непонимания" для повышения мотивации к обучению.
Одни, когда перестают понимать, злятся на себя и теряют информацию, другие же используют состояние для того, чтобы знать, какие вопросы потом следует задать.

7. Подстройка к будущему.
Хорошие студенты знают, где, когда и с кем они будут применять оизучаемое. Это дает дополнительную мотивацию к обучению.


Понимание.

У каждого человека есть некоторый способ обработки и "раскладывания по полочкам" информации. Например, Наполеон, скорее всего, "раскладывал данные по полочкам" в голове в буквальном смысле этого слова. Давайте научимся различать следущие состояния:

Понимание:
-------->
Под пониманием будем понимать, прежде всего, осознание. То есть я понимаю, если считаю, что это так.
Незнание:
-------->
Я не понимаю чего-либо, но знаю, какой конкретно информации мне не хватает. Например, чтобы узнать, как водить машину, мне надо пойти на курсы.
Замешательство:
-------->
Я не понимаю. Информация, вроде бы, есть, но что к чему - непонятно. Каждое слово теоремы понятно в отдельности, но сама теорема... Мне объясняют в десятый раз, а я все не могу врубиться ;-))

То есть замешательство - это состояние с, возможно, достаточным количеством информации, но НЕОРГАНИЗОВАННОЙ. Ее нельзя использовать. А понимание - это организованная информация. Очевидно, разные люди организуют ее по-разному: одни способы лучше, другие хуже, третьи хороши по-своему...

К чему это я? Ах да, в НЛП уже давно существует стратегия превращения замешательства в понимание, и приобретения чужого способа понимания ! Cогласитесь, что от способа хранения информации зависят и возможности ей оперировать. Вместе со стратегией использования информации часто полезно считать и стратегию ее организации. Применение же данной ниже техники на себе может сильно облегчить жизнь ( но расслабить мозги ) ;-))

В этой связи небольшое лирическое отступление. Не думайте, что считав и внедрив себе какую-либо успешную и во всех отношениях дух захватывающую стратегию, вы тут же станете все мочь и уметь. Отнюдь ;-(((( И понимание, и другие стратегии большей частью имеют дело с некоей информацией. Обрести способ ее усвоения и использования - еще не значит получить саму информацию. Считав первоклассную стратегию решения математических задач, вы ничего не сможете без формул. Кроме того, тело, например, при вождении автомобиля, обучается куда медленнее головы...


Превращение замешательства в понимание.

1.      Подyмайте о том, что пpиводит вас в замешательство. Создайте зрительный обpаз. Есть ли в нем звуки ? Ощущения ( как мета-, так и кожные, мышечные и т.п. ) ?

2.      Подyмайте о чем-то похожем, что вы понимаете. Создайте обpаз.

3.      Сpавните по субмодальностям, чем отличается обpаз замешательства от обpаза понимания. Можно брать каждую субмодальность и выписывать на листок различия.

4.      Когда y вас бyдет несколько pазличий ( чем больше, тем лучше ), измените обpаз своего замешательства так, чтобы он стал таким же, как и понимание по своим хаpактеpистикам. Cначала можно попробовать медленно менять субмодальности по отдельности, смотреть, что происходит, и возвращаться. А потом одновременно поменять нужные: " Образ придвигается ближе, и по мере того, как он приближается, буквы выстраиваются в ряд, вокруг образа появляется рамка, звук утихает... и т.п." Лучше, чтобы это делал другой человек - "оператор".

Если же оператор - это вы {k8-), то желательно калибровать реакцию "клиента": обычно процесс не мгновенен и может продолжаться около минуты или дольше. Не надо от него требовать изменить все и сразу. Cами разберитесь, что делать одновременно, а что - по очереди. Как и во многих других техниках НЛП, полезно дать инструкцию подсознанию продолжить процесс: иногда понимание приходит не сразу, а, скажем, через час или через день ;-).
     Если чувство понимания того, что раньше приводило в замешательство, не возникает, веpнитесь к пункту тpи и найдите еще отличия. Делайте это, пока y вас либо возникнет понимание, либо вы опpеделите, какой конкpетно инфоpмации вам не хватает.

Часто имеется некоторая критическая субмодальность, отличающая замешательство от понимания. "Установка на место" ее приводит в порядок и многие другие.

Для моделирования понимания другого человека вам нужно

а.      Снять с него субмодальные характеристики понимания и замешательства в данной области.

b.      Аналогично предыдущему превратить

свое понимание -> в его замешательство, а затем -> в его понимание.

     На переживание его понимания вполне можно отдать несколько минут. Результаты, как правило, бывают достаточно интересны и поучительны.

на содержание



Последовательности входа в состояние

Cтратегия как таковая - не только последовательность шагов, но и состояние, в котором они производятся. Мало кто может связно говорить на иностранном языке в пьяном виде ];~-]. Кроме того, некоторые состояния интересны сами по себе.

Сейчас мы займемся несколько специфичным типом стратегий, а именно - микростратегиями входа в состояние.

Для этого введем понятие, если так можно выразиться, "сенсорно очевидной" кинестетики: это будет не "готовность к действию", "oщущение силы", "ясность в мыслях" и т.п., а вполне конкретные чувства, как то:

прохлада в области ушей,
  давление на позвоночник изнутри спины,
   напряжение мышц руки,
    мурашки на коже и так далее.

     То есть то, что может быть однозначно проинтерпретировано и перенесено на другого человека. Чувство покоя, гнев, усталость и т.п. - метакинестетические ощущения. Они описывают общее состояние, в то время как для моделирования его удобнее разбить по частям.

Как вы узнаете, что грустите, радуетесь, испытываете чувство покоя ? Наверняка, по ощущениям... Где они расположены? В груди? В области головы, шеи ? В другом месте ? Видите ли вы образы, слышите ли звуки ?

Очень интересно то, что эти ощущения не входят в переживание. Они его СОЗДАЮТ ! То есть, воспроизведя в нужной последовательности присущие состоянию ощущения, мы получим сами состояния грусти, радости и так далее...

Войдите в несколько различных состояний и запишите себе, какими ощущениями они характеризуются ? Проанализировав их, можно убедиться, что существуют по крайней мере две "особые" субмодальности, отвечающие за

1. Силу ощущения. Пример: ужас , страх или легкий испуг.

2. Качество ощущения: положительное оно или отрицательное. Например: любовь - ненависть. Чтобы перейти из одного состояния в другое, достаточно изменить всего одну cоставляющую ! ;-)

Таким образом, мы получаем мощные инструменты исследования чужих и, самое главное, управления собственными состояниями.

Кова последовательность входа в состояние ? Где начинаются ощущения ? Какова очередность их появления ? Какие субмодальности меняются во время входа состояние ?

Например: прохлада начинается в середине груди и распространяется до головы. Затем возникает тяжесть в мочке левого уха, переходящая в вибрирующее давление в большом пальце правой ноги... ;-) и т.п. Параллельно возможно появление образов и звуков.

Когда вы посчитаете последовательность полностью описанной, попробуйте применить ее на себе. Если она приводит ко входу в состояние, то первый этап закончен. Если соответствующее состояние не появляется, ищите различие: что-то забыто, не записано или неверно истолковано.

Какие состояния могут пригодиться для считывания ? Очевидно, ресурсные ;-)) То есть те, к которым желательно легко получать доступ. Например: творческое состояние, рабочее состояние, состояние возбуждения и т.п. Легче всего считывать состояния, возникающие при воздействии лекарственных и наркотических средств.

При этом полезно иметь в виду следующие две вещи:

1. Мы считыванием состояние.
Если меня кофе бодрит, а моего друга усыпляет, то, взяв последовательность действия кофе на моего друга и пройдя ее, я, скорее всего, усну. Так как считал не "кофе", а состояние.

2. Cчитать состояние, проконтролировать правильность считывания и перенести на другого человека - процесс весьма долгий и муторный, а при ошибке очень сложно понять, где она произошла.
     Поэтому, скажем, при моделировании навыка, я рекомендую делать это в последнюю очередь.

на содержание



План считывания последовательности входа в состояние:

1. "Что происходит, когда лекарство начинает оказывать эффект ?" "Как ты узнаешь о том, что оно начинает действовать ?" Нужно разбить ощущения на маленькие фрагменты или стадии, соответственно процессу вашего вхождения в состояние. Если "клиент" говорит о появлении нескольких ощущений одновременно, вроде "тепло в груди и легкость в голове", постарайтесь уточнить, что же было первым, где возникает ощущение и как распространяется. Размельчите последовательность до такой степени, чтобы ее можно было легко использовать и полностью входить в состояние. Дальнейшее мельчение, скорее всего, ни к чему.

Зачастую "клиент" пытается описывать ощущение в терминах оценки: страх, волнение и т.п. Вам же нужны конкретные, первичные кинестетические ощущения: тепло, покалывание, легкость, тяжесть, расслабленность, расходится, проникает глубже, находится на поверхности... То есть то, что наиболее адекватно описывает чувственный опыт.

Выяснив и записав кинестетическую последовательность, попробуйте прокрутить ее сначала. Во время этого весьма полезно читать написанное вслух "клиенту".

2. "Когда вы возвращаетесь к этим ощущениям ... происходит что-либо с вашим слухом ? ... Со зрением ?" Теперь мы определяем, какие еще зрительные и аудиальные субмодальности изменяются одновременно с кинестетическими...

Еще раз проговорите и "прокрутите" написанное, чтобы быть уверенным в том, что информации достаточно.

3. Уберите из последовательности те шаги, которые не необходимы для вхождения в состояние. Какие-то фрагменты можно для большого эффекта сжать или растянуть по времени... Поиграйтесь с субмодальностями и их последовательностью. Подобавляйте новые субмодальности. В результате получившаяся последовательность может стать гораздо эффективнее, скажем, принимаемого лекарства.

P.S Для начала не рекомендуется экспериментировать с хим. препаратами. Потренируйтесь просто на состояниях.

Еще одно применение считанной последовательности - быстрый выход из состояния, например, опьянения. Для этого надо всего лишь прокрутить ее наоборот   k{;-].

В качестве примера - вот последовательность обезболивающего действия новокаина на зуб ( можно перенести, например, на руку ) ):

Тянущее ощущение внутри десен - оно распространяется вместе с легким онемением кожи... Появляется легкая боль внутри, в центре, которая усиливается и появляется холод... Холод заменяет все и остается только холодное тянущее ощущение.

на содержание



Внедрение стратегий

Выделим 3 основных способа для применения на себе:

1. Сознательное прохождение: Пройдитесь несколько раз по шагам, сознательно контролируя этот процесс. Затем стратегия несколько "спрямится" и будет проходить бессознательно.

2. Cоздайте зрительный образ стратегии. Создайте зрительный образ того, с чем должна оперировать стратегия. Совместите эти образы в пространстве. Дайте им ПОЛНОСТЬЮ взаимодействовать, как им хочется. Отпустите их.

     Если это не получается, например, образы что-то держит, то проверьте экологию. Вполне возможно, что ваш подсознательный разум не желает или боится применения данной стратегии и/или возможного результата.

Если же с экологией все нормально, сделайте все необходимое для полного взаимодействия. Например, если образ стратегии объемный, а предмета взаимодействия - плоский, вложите стратегию в эту "фотографию". Ну и тому подобное.

Просто наблюдайте, как они взаимодействуют... Пустите процесс на самотек. Убедившись, что все идет нормально, можно заняться другими делами, а через некоторое время проверить, к чему мы пришли.

3. Метафора тоже может великолепно подойти для внедрения стратегии другому человеку. Данный способ интересен, прежде всего, тем, что внедрение происходит помимо сознания. Это очень большая и интересная тема, по ней написано много прекрасной литературы, где вы прочитаете много больше, чем могу рассказать я. ;-))

Тут можно еще долго разглагольствовать, однако лучше попробовать самому. Я постарался обрисовать теорию, однако ничто не заменит собственный, успешный опыт.

Еще несколько советов:

Полное считывание стратегии невозможно: никогда не знаешь на 100%, что происходит в голове другого человека ;-(( Да и сам он, увы, не знает ;-((

Самые интересные и важные стратегии часто происходят бессознательно: "клиент" сам не может объяснить, как он это делает. Это одна из причин, по которым весьма проблематично снимать стратегию самому у себя ; - ))

     Поэтому придется вам старательно выявлять его стратегию, пользуясь, в основном, ключами глазного доступа, предикатами и так далее , но примите на веру: в том, что вы считали верного - не более 70%. Остальное - ваши или его глюки, забывчивость и непоподание в контекст ; -((

Что же касается кинестетики - последовательность считывать очень долго и нудно. А правильно перенести эту тонкую материю гораздо сложнее, чем всякое другое. Так что часто придется идентифицировать состояние "клиента" по позе и оценочным словам типа "сосредоточение", подставляя их в собственную карту ;-(( Ну и Бог с этой кинестетикой ! Обычно овчинка не стоит выделки.

Считав стратегию, попробуйте ее на себе. Если она не действует, то, скорее всего, при считывании что-то забыто или пропущено: нервные системы людей в общем-то похожи, поэтому эффективная стратегия одного человека обычно работает у другого ( ну, может, с изменениями небольшими: все равно 100%-но считать и внедрить не возможно ).

Внедрение другому человеку - это комбинация связывния якорей и различных взмахов.

Этот текст может свободно распространяться с сохранением данных строк.

При изменении текста и добавлении новых частей сообщите об этом мне.

(c) Кантор И., 1999



Конец части 3.




Up