logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

Оглавление

Часть 1. Ликбез:

1. Что такое стратегии и зачем их считывать ?

2. Модель ТОТЕ. Сущность и применение.

3. Почему стратегия может быть неэффективной и как с этим бороться ?

4. Принципы хорошо сформулированных стратегий

Часть 2. Калибровка и запись микростратегий.

1. Калибровка: метастратегия BAGEL (Р.Дилтс).

2. Система записи ROLE (Р.Дилтс).

Часть 3. Переходим к конкретным стратегиям.

1. Разбор конкретных стратегий:

    - Мотивация ,

    - Принятие решений ,

    - Хорошо сформулированная стратегия обучения. ,

    - Понимание ( организация информации )

2. Техники: превращение замешательства в понимание,
моделирование понимания другого человека.

3. Последовательности входа в состояние.

4. План считывания последовательности входа в состояние.

5. Внедрение стратегий.

Часть 4. Продвигаемся дальше. Собственно моделирование.
Многое пока, увы, не написано.

1. Ваш проект моделирования умения.

    - Как выбирать людей для проекта ?

    - Чем мотивировать квалифицированных людей и привлекать их в ваш проект ?

    - До каких пор продолжать проект ?

    - Критерий успешности процесса. моделирования.

2. Cистематизация процесса. Взаимодействие TOTE.

3. Описание моделирования из 3-ей позиции


Ваш проект моделирования умения.


Как выбирать людей для проекта ?

Перед снятием стратегии желательно проверить, насколько человек хорош на практике.

     Мнение людей о себе и их критерии оценки умения могут не совпадать с вашими и различаться как в худшую, так и в лучшую сторону:
     Чемпион страны может говорить, что он "плох", так как не завоевал первенство мира, а кто-то будет утверждать, что он "великолепен", так как занял (когда-то занимал) первое место по району... Каждый судит по-своему.

Иногда бывает полезно привлечь людей с малоуспешными стратегиями, чтобы понять, какого рода могут быть типичные ошибки.
     Хотя, безусловно, способов ошибиться гораздо больше, чем сделать правильно ( успешно ).

Аналогично можно исследовать и просто "неплохие" cтратегии, чтобы понять, в чем принципиальное от них отличие "очень успешных".
     Это может весьма помочь при дальнейшем изучении и улучшении и подобных стратегий.

Mоделируйте свое умение, если есть объективные, с привлечением других людей, оценки его полезности и эффективности.

     При этом попросите помочь это сделать кого-нибудь другого: многое в вашем навыке настолько естественно и бессознательно, что, скорее всего, именно это и забудется в процессе. Другой же человек это легко обнаружит и вытащит из вас "на белый свет".


Чем мотивировать квалифицированных людей и привлекать их в ваш проект ?

Для начала можно кратко растолковать, что такое стратегии и насколько бессознательно они формируются.

        Пример:

     Как раньше учили плавать ? В воду бросали. Поплывет - хорошо, не поплывет - еще потом бросим. Само собой, человек судорожно дергался, чтобы не утонуть и, в конце концов обычно "самообучался" плаванию ];-)
     Такие стратегии формируются бессознательно: как получилось в первый раз - так и дальше плавать будет. Ну, может, опять же бессознательно, улучшит или изменит некоторые движения ( попробовал по-другому - "А надо ж, так быстрее будет !" ).

     А как сейчас учат ? Было обнаружено, что самые хорошие пловцы делают движения такие-то и такие-то... И теперь каждый может научиться плавать гораздо легче, быстрее, а, главное, правильнее.

Можно также привести примеры использования моделирования для быстрого и успешного обучения.

     Один из них:

     Бэндлер и Гриндер, дабы продемонстрировать недостатки школьной системы образования, открыли ( был такой эксперимент ) свою школу. Они гарантировали, что, если человек дееспособен и без препятствующих обучению физических недостатков ( есть хоть одна рука и глаза ), то он за несколько часов научится писать на "4"-"5" даже если раньше имел "2" или "3". Эксперимент удался. Cейчас это - "метод врожденной грамотности".

Осознав, как он это делает, он может сознательно улучшить свою стратегию и поменять ее.

     Если что-то бессознательно получилось один раз - эта же последовательность будет повторяться и потом, так как она привела к цели. На самом же деле, она может к ней вести абсолютно неоптимальным и даже глупым путем. Примеры легко придумать.

Возможно, есть что-либо, с чем его стратегия справляется не очень хорошо.

     Когда уже есть какие-то снятые успешные стратегии, то, очевидно, и вы можете заметить плюсы и минусы его стратегии, и, "cкрестив" ее с уже имеющимися, научить его же делать что-либо проще и успешнее.
Можно пообещать поделиться результатами по окончании исследований.

Поняв свою стратегию, он сможет учить ей других и, соответственно, что-то с этого иметь ;-)).


До каких пор продолжать проект ?

     В принципе, исследовать стратегии "вглубь", размельчая, и "вширь", увеличивая количество примеров, можно бесконечно. Однако на практике вполне может хватить и 10-15 примеров для обнаружения основных закономерностей, а окончательно завершить проект можно на 40-50 людях. Все зависит от результатов.

     Лично автор никогда столько не брал, так как польза от новой стратегии переставала оправдывать время, потраченное на интервью. Впрочем, все зависит от конкретного проекта.


Критерий успешности процесса моделирования.

     Можно считать, что ваша работа имеет успех, только если вы способны самостоятельно продемонстрировать стратегию с удовлетворительными результатами, или, еще лучше, научить этому других.

     Все остальное, увы, еще полдела, и часто требует основательной доработки [;~-(.


Как систематизировать процесс:

Прекрасный прием - составление макрокарты стратегии.
     Для тех, кто программировал или хотя бы слышал об этом в школе, карта - это та же схема алгоритма. То есть, вместо того, чтобы начать писать (микро)программу сразу, мы сначала поймем общий алгоритм.

     Вот карта, которую я использовал, снимая запись лекций у одного человека, который делал это весьма необычным и успешным способом. Это - пример "эскиза", с создания которого я начинал.

     В круглых скобках - указание на другую, очень простую макрокарту записи информации.


   Запись лекций
   
      Триггер:        
услышал утверждение - операции: 
                        |            ok          Выход:
 !==========>       попытался       ----  (пишу формулировку)
 !              <быстро обосновать>
 !                       |
 !                       | не удалось    
 !                       |
 ! обратная     слушаю обоснование
 !   связь            лектора,						 
 !==========  для каждого промежуточного
                      утверждения  
                           						 
    И так для каждой теоремы. 
    Эта рекурсивная схема мельчит доказательство до
необходимой степени и только.

Плюсы:
    Записи получаются очень компактные
и легко воспринимаемые тем, кто их делал.

Минусы:
    Другие люди их понимают гораздо хуже.
Вообще говоря, эта стратегия не обеспечивает быстрого восприятия и понимания лекционного материала.
     B треугольных - указание на использование микростратегии.

Она здесь только одна, и применяется для все упрощающейся информации. Вот ее-то вместе со структурой хранения информации "в голове", то есть пониманием, мы и будем снимать особо, возможно, в других контекстах. Именно она и составляет в данном случае "микрокостяк" стратегии.

     У классической модели TOTE есть важный недостаток: она одномерна и линейна. То есть содержит строгую, детерминированную последовательность действий - алгоритм.

В реальности же много процессов ТОТЕ могут происходить одновременно и взаимодействовать между собой.

Например: у хорошего музыканта одновременно запущены кинестетическая и аудиальная стратегии поддержания ритма, а также ВАК стратегия музыкальной памяти. Они взаимодействуют довольно сложным способом, и именно такую систему обычно строят хорошие преподаватели.

     Причем такие параллельные процессы постепенно переходят на уровень бессознательной компетенции ( сознательно уследить за столькими вещами просто нельзя ;-)) ). Задача же моделирующего - вытащить их на божий свет.

Через двумерную макро-карту эти процессы и взаимодейсвия между ними описываются без проблем.

Итак, преимущество макрокарты в том, что

     1. Исключается путаница и выстраивается ясная картина происходящего.

2. Снятие более "низкоуровневых" стратегий можно вести другими методами, поменяв контекст и убрав кучу мусора.

3. Появляется возможность записи параллельных процессов и их взаимодействий.


Моделирование в 3-ей позиции.


Пока конец части 4. Очень важные вещи не рассказаны, но текст и так слишком разросся. Если кто может дописать - буду весьма рад. Хотелось бы закончить статью описанием уровней моделирования, различными позициями и, наконец, сведением всего в одно целое: описанием процесса и, возможно, примером снятия.

     Моделирование в 3-ей позиции - это снятие стратегии "со стороны". При этом "клиенту" задаются вопросы и анализируется его вербальный и невербальный ответ.

Очертим общий план:

< план не очерчен >

ПОКА ВСЕ !




Этот текст может свободно распространяться с сохранением данных строк.

При изменении текста и добавлении новых частей сообщите об этом мне.

(c) Кантор И., 1999






Up