Экзаменатор - это, с одной стороны, собеседник, котоpый ждет от вас
совершенно определенных ответов на поставленные вопросы, а с другой - человек
с...
человеческим вниманием,
человеческой ненаблюдательностью,
человеческой эрудицией,
человеческим темпераментом,
человеческим самолюбием
и прочими чисто человеческими "точками давления".
Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничтожения. Эта
борьба направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции
в беседе и убеждениe его в вашей высокой состоятельности в качестве
собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже
если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности,
он не сможет поставить вам низкую оценку.
Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным
навыкам общения. Весьма одобpяется владение технологиями НЛП.
Но... За коpоткое вpемя этому ИМХО научиться невозможно, поэтому ниже
пpедложен pяд пpактических советов.
Основанием для данного раздела послужила "Школа свободного пути".
Значком ‘@’ отмечены советы, котоpые, могут относиться преимущественно
к сдаче гуманитаpных пpедметов, и применение которых - вопрос конкретной
ситуации / препода и т.п. В общем, подумай трижды.
К ниженаписанным советам просьба подходить С УМОМ. Будьте гибче.
Следование твердому шаблону не есть хорошо, тем более, что некоторые из
советов могут вам мешать, если вы уже имеете какой-то опыт с конкретным
предметом или преподавателем. По своему личному опыту могу сказать, что на
каждом отдельно взятом экзамене / преподе реально работает максимум
половина из данного ниже. Остальное просто не укладывается в выбранную
стратегию поведения.
Внимание: хорошее овладение даже некоторыми из следующих методик
может послужить серьезным подспорьем для успешной сдачи. Главное тут -
действительно научиться их использовать с высокой эффективностью. Не стоит
гнаться за многими зайцами - в данном случае гораздо лучше будет
научиться ловить одного-двух. Предлагаемый объем довольно большой, и целиком
его освоить - дело не одного года, и уж конечно, не одной сессии.
НЕ МОЛЧАТЬ.
Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и говорить во что бы то ни стало. Молчание, даже если оно глубокомысленно, многозначительно или символично, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас.
Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда будет свидетельствовать если не о специальных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев ценится и может повлиять на оценку. НО!!! Если вопрос оказался неожиданно трудным и серьезным, лучше попросить время подумать и дать четкий и обстоятельный ответ.
ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ.
Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Кроме того, быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете уменьшить скорость речи, а затем за короткое время ее опять "естественно" поднять. Но не перестарайтесь. Не надо раздражать экзаменатора.
ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО НЕПОНЯТНЕЕ.
Употребление сложных, многоосновных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пугает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, аберрация или аутентичность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление таких слов придаст вашей речи небывалую солидность и многозначительность.
@ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ.
Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые, в принципе, одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться.
Viva Reframing!
Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует в первую очередь отнести разоблачение вашего ответа как неправильного.
В случае разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это вы и имели в виду, когда отвечали. Пpи этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.
Например, вот так:
Экзaмен по физике.
Профессор спрaшивaет студентa:
- Hу, рaсскaжите мне, кaк в этой схеме текут токи?
Студент в нерешительности, потихоньку и довольно
прострaнно покaзывaет рукой нaлево:
- Hу, вот сюдa... - и смотрит нa преподa.
Профессор отрицaтельно кaчaет головой (слегкa):
- Hе-е-a...
Студент (уже уверенно):
- Kaзaлось БЫ ! - HО HА САМОМ ДЕЛЕ ... !
@ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРО.
Bсеми силами старайтесь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной эказменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении.
Вообще на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.
НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС.
Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно кажется, вам справедливым), должно немедленно привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергнуть любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора.
НО! Нужно сохранять подстройку. Экзаменатор всегда прав. Если он уличает вас в ошибке, выверните наизнанку как свои слова, так и, по возможности, его. Если ошибка все же обнаружена - постарайтесь обратить внимание на другие положительные моменты и, по возможности, снизить ее значимость. Ни в коем случае не следует благодарить его за информацию об ошибке: типа "Ох спасибо, ох как здорово..." Это экзаменатор ! Нельзя прямо говорить экзаменатору, что он прав, указывая недочет в ответе.
Если экзаменатор ошибся - ДАЙТЕ ЕМУ ПУТЬ ДЛЯ ОТСТУПЛЕНИЯ. Он не должен осознать свою ошибку как ошибку. Вы уверены в том, что она имеет место ? Покажите, что восприняли это как проверку своих знаний, или еще что-нибудь. У экзаменатора должен быть путь для отступления с честью... которое, естественно, предполагает признание вашей подготовленности. Это ситуация, в которой выигрывают оба.
Кроме того, он уже не позволит себе запросто критиковать вас, зная, что вы будете неминуемо и напористо противостоять ему в любом вопросе. Если есть подстройка, то все еще лучше... Отсутствие же эффективной критики является верным залогом высокой оценки: если экзаменатор не смог доказать вашу несостоятельность, то у него нет оснований низко вас оценивать.
ПРОЯВЛЯЙТЕ МАКСИМУМ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Это не только говорит о вашей уверенности, но и попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору. Одна студентка давала экзамен по философии, ничего не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь свой темперамент, на глазах увеличивалась в размерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол.
В итоге он был вынужден признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом и что эта девочка наверняка очень любит философию, поставив ей пять баллов.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ ВСПОМНИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ.
Вы не должны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако если такое все же произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию.
Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое "аргумент пари" у Паскаля и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса, и они угадывали их и т.п.
И, наконец,
ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ.
Если уж вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзамена, говорите и делайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не давайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа.
А теперь несколько Важнейших Принципов:
КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАССЕИВАТЬ ВНИМАНИЕ ЭКЗАМЕНАТОРА
Не дай Бог он возьмет ваши записи в руки и начнет их вертеть так и сяк. Во время ответа ваши руки должны бегать (но не слишком быстро и нагло) по листу, комментируя написанное (если экзамен протекает в такой форме), но не давая преподу ни на чем сосредоточиться, ваш ровный, быстрый, подстроенный к нему и уверенный тон голоса должен вселять в него надежду на лучшее, а речь на выдохе и (увы, тут есть сложности, но метод мощный) подстройка под дыхание могут при умении и удачном стечении обстоятельств даже вогнать того в легкий транс. Вертите в руках ручку, шелестите листами бумаги и т.п.
Формулировки и цитаты - хлеб студента! Приводите их при каждом удобном случае, если знаете. Заострите внимание на какой-либо, если боитесь, что ее спросят (Есесно не называя ее и не провоцируя засевшего глубоко внутри экзаменатора хищника ];-) )
СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ
Эта техника чрезвычайно полезна и почти никогда не промахивается.
При ответе на вопрос, особенно на дополнительный, часто есть что-то, на отсутствие чего экзаменатор наверняка обратит внимание. Это может быть какая-нибудь небольшая, но принципиальная деталь.
Отвечая на вопрос, либо просто излагая билет, вы просто НЕ УПОМИНАЕТЕ этот
факт на том месте, где он должен стоять в объяснении, продолжая бодро
рассказывать. Причем экзаменатору должно казаться (не слишком сильно), что
вы не не знаете этот факт... В конце же ответа вы говорите именно то, что
должно было быть на том месте, но так, чтобы фраза звучала естественно,
как если вы не вспомнили этот момент, но знали его заранее. Если ответ - с
письменным сопровождением, то, сказав деталь устно, поставьте ее в надлежащее
место на схеме ответа, дабы тот обрел логическую законченность.
Пример высказывания: "Сумма любых двух чисел - дробное число, их
произведение всегда положительно...[бла-бла-бла и
прочий бред...] для любых x, y из интервала (0, 1/2)."
Что при этом происходит в голове у препода (домыслы, основанные на внешнем впечатлении):
Правильный ответ препод знает чуть ли не назубок. А так же знает типичные ошибки и принципиальные детали. Поэтому, слушая вас, он непременно обратит внимание на отсутствие этой детали, так как настроен именно на поиск ошибок в рассуждении. Замечая ошибку, он сразу не станет прерывать ваш бодрый тон, НО:
Большая доля его подсознательного внимания уйдет на поиск в вашем ответе данной принципиальной детали и на задержание в памяти той информации, которую вы пропустили. Вы же можете скомкать последующий ответ, либо спороть явную чушь. Отсутствие данной детали, как правило, вызывает у экзаменатора некоторое не очень приятное ощущение ожидания, которое проходит с концом ответа и выяснением ситуации. То есть на оставшуюся часть ответа он обратит внимания гораздо меньше (часто препод впадает в несколько измененное состояние сознания - легкий транс). Когда же ответ завершается красивым росчерком, то все приходит в норму.
P.S. Mожно обратить внимание, что это - некий вариант разрыва шаблона, использующего типичный "баг" в стратегии препода :-) Очень действенная штука.
НЕ ДАВАЙТЕ ВАШЕМУ ЭКЗАМЕНАТОРУ
ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ И ПОКАЗЫВАТЬ ИМ ВАШИ ОТВЕТЫ,
А ТЕМ ПАЧЕ СОВЕТОВАТЬСЯ И ИСКАТЬ ПОДДЕРЖКИ. НИ ПРИ КАКИХ... !
А то на месте усталой, введенной в транс, замороченной рефреймингом, затырканной требованиями дополнительных вопросов, ссылками на помехи и истериками одной головы могут вырасти аж МНОГО ДЕСЯТКОВ!
Ну и еще несколько советов и речевых техник:
Слушайте дополнительные вопросы преподавателей к отвечающим перед вами. И задачи: что кому дают и, если есть возможность, как что решается. В дальнейшем вам вполне могут задать такую же задачу, либо можно попробовать выдать услышанную и решенную задачу за свою.
Тем более, что многие из них имеют обыкновение задавать разным студентам вопросы из одного, небольшого, комплекта. А некоторые - еще более многообещающую привычку объяснять слабым студентам то, что они не ответили. В любом случае вы узнаете много нового ;-), так как преподы обычно давят на важные места в лекциях или, особенно на вступительных в ВУЗ, на "слабые точки" - места, недостаточно проработанные, где валятся абитуриенты.
ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ ПОСЛЕ УСПЕШНО СДАННОЙ СЕССИИ