logo

Теория

Психология, NLP
NLP-Моделирование

Практика

Обучение
Сдача экзаменов
Планирование

Форум

Оглавление

Часть 1. Ликбез:

1. Что такое стратегии и зачем их считывать ?

2. Модель ТОТЕ. Сущность и применение.

3. Почему стратегия может быть неэффективной и как с этим бороться ?

4. Принципы хорошо сформулированных стратегий

Часть 2. Калибровка и запись микростратегий.

1. Калибровка: метастратегия BAGEL (Р.Дилтс).

2. Система записи ROLE (Р.Дилтс).

Часть 3. Переходим к конкретным стратегиям.

1. Разбор конкретных стратегий:

    - Мотивация ,

    - Принятие решений ,

    - Хорошо сформулированная стратегия обучения. ,

    - Понимание ( организация информации )

2. Техники: превращение замешательства в понимание,
моделирование понимания другого человека.

3. Последовательности входа в состояние.

4. План считывания последовательности входа в состояние.

5. Внедрение стратегий.

Часть 4. Продвигаемся дальше. Собственно моделирование.
Многое пока, увы, не написано.

1. Ваш проект моделирования умения.

    - Как выбирать людей для проекта ?

    - Чем мотивировать квалифицированных людей и привлекать их в ваш проект ?

    - До каких пор продолжать проект ?

    - Критерий успешности процесса моделирования.

2. Cистематизация процесса. Взаимодействие TOTE.



(Суб)модальности. Их калибровка и метастратегия BAGEL.

Как мы уже говорили, будем описывать микростратегии последовательностью задействованных репрезентативных систем.

Но как же по внешним признакам определить, к какой репрезентативной системе обращается в данный момент человек ? Этот процесс и называется калибровкой.

Перед самой моделью BAGEL давайте поймем несколько важных отправных точек:

1. Человек использует внутренние репрезентации чего-либо, если не имеет доступа к опыту в данный момент. То есть, он будет извлекать что-либо из памяти, только если этого нет здесь и сейчас.

2. Когда вы калибруете репрезентативные системы, имейте в виду, что часто можно разделить их на ведущую, главную, референтную и развитую репсистемы.

   Первичная репсистема - эта та, которую человек предпочитает. Это ее имеют в виду, говоря: "Он - кинестетик" , "Она - визуал". Ее он осознает лучше всего. Для запоминания информации человек обычно использует ее (аудиал попросит повторить, кинестетик - записать, визуал - показать).

   Ведущая репсистема - та, с которой он обычно начинает поиск. Например, человека просят сказать, какое мороженое ему нравится, а он сначала должен представить его (В), а потом уже почувствует вкус (К). Его попросят вспомнить любимую мелодию, а он сначала представит ноты (В), а потом услышит ее (А). Без доступа к ведущей системе человек не может добраться до остальных. Очевидно, в данном случае это визуальная репрезентативная система.

   Главная и ведущая репсистемы часто совпадают. Если же это не так, то ведущая обычно не осознается.

Референтная репсистема - та, от которой человек узнает, например, правильно ли написание слова. Она используется для получения ответов и решений. Обычно, это кинестетика, но, разумеется, бывает всякое. Проще всего ее определить вопросами вроде: " Тебя зовут Саша ? ", " Как ты узнаешь, что слово написано неверно? " (Обычно по К -мета).

Наиболее развитая репрезентативная система - та, в которой больше всего субмодальностей, то есть с помощью нее человек может делать наибольшее число различий. Она может как быть первичной, так и не осознаваться: некоторые люди имеют большую способность к визуализации, однако они не отдают себе в ней отчета.

3. В начальных попытках распросить "клиента" и считать стратегию, можно натолкнуться на проблему неосознавания внутренних процессов.

     Тут есть много путей. Один из них - это спрашивать их и спрашивать, пока они не поймут, о чем речь, и не обратят фокус внимания внутрь себя. При вопросах, естественно, нужно калибровать их невербальные реакции и, при необходимости, помогать.

     Например, если "клиент" явно видит некоторую картину справа вверху от себя, можно на нее указать и/или cпросить с пресуппозицией: "Что он себе представляет.." и так далее, по обстоятельствам. Полезно заранее откалибровать да/нет "клиента". Тогда, например, будут кстати вопросы типа: "Ты говоришь это себе?" и получения невербального да/нет до официального "не знаю".

Помните:

Любая реакция, полученная в первые полсекунды после вопроса, почти наверняка бессознательна ! Используйте это !


     Калибровка субмодальностей - весьма тонкая материя, но, когда человек представляет себе большую и яркую картину, его голова обычно идет назад и вверх, когда картинка маленькая - как будто он смотрит вдаль и т п. Попробуйте, практика может все 8-).

Ну а теперь модель BAGEL:


B
Body Posture
Поза
     Люди, погруженные в переживание, часто принимают привычные для себя позы, которые, в свою очередь, могут рассказать об используемых репсистемах. Вот несколько типичных примеров:

Система
Визуальная
Аудиальная
Кинестетическая
Поза Туловище откинуто назад, голова приподнята, плечи прямые или слегка опущены. Посадка прямая, или с наклоном вперед, плечи отведены назад, "телефонная поза", голова наклонена. Поза расслабленная, голова и плечи опущены, сидит с наклоном вперед.
A
Accessing cues
Ключи доступа
      Когда человек размышляет, он совершает определенные движения, многие из которых, хотя и требуют калибровки под конкретного человека, можно относить к определенным сенсорным процессам.
Система
Визуальная
Аудиальная
Кинестетическая
Ключи Дыхание поверхностное, учащенное, скошенный взгляд, повышенный тон голоса и ускоренный темп речи. Полное, диафрагментальное дыхание, брови сдвинуты, меняющиеся тон голоса и темп речи. Глубокое брюшное дыхание, голос низкий, глубокий с придыханием, замедленный темп речи.
G
Gestures
Жесты
      Характерные жестыамы и прикосновения часто напрямую указывают на задействованные системы.
Система
Визуальная
Аудиальная
Кинестетическая
Жесты Прикосновения к уголкам глаз и жесты над глазами. Движения немного скованные, на уровне верхней части туловища. Жесты в сторону ушей, прикосновения к губам или подбородку. Движения на среднем уровне. При внутреннем диалоге касание рта ( "Роденовский мыслитель" ) Прикосновения к грудии животу, плавные движения на уровне нижней части туловища, прямые прикосновения к объекту ощущений.
E
Eye movements
Движения глаз
     Найдете где угодно. Самый мощный и наглядный способ калибровки. Желательно освоить очень хорошо.
L
Language patterns
Языковые модели
     Особые глаголы ("предикаты"), выбор которых обычно происходит бессознательно, тоже могут весьма конкретно указывать на задействованные репсистемы.
Система
Визуальная
Аудиальная
Кинестетическая
Типичные предикаты видеть
глядеть
наблюдать
ясный
яркий
рисовать
смутный
высвечивать
показывать
слышать
слушать
звучать
резонирующий
громкий
выражать
шумный
звонить
говорить
хватать
прикасаться
чувствующий
твердый
тяжелый
обращаться
грубый
соединять
двигаться

Откалибровать задействованную репрезентативную систему можно уже по одному из этих признаков ( например, слепые НЛПеры могут делать это по голосу ;-) Причем вполне успешно), вся же метастратегия BAGEL - прекрасный инструмент.

Но!!!   Не каждая невербальная реакция - составляющая стратегии.

До доступа к собственно стратегии человек может обратиться к другим системам и опытам. Например: "А зачем, интересно ему это знать ?" ( Ад ). Или вспомнить события, предшествовавшие последнему использованию стратегии. А то и вообще прыгнуть куда-то не туда ; -)) (кинестетика, однако).

Некоторые люди сразу заходят в стратегию, а некоторые могут каждый раз обрабатывать информацию другой, не нужной вам микростратегией. Тогда ее можно отдельно выделить и иметь в виду.

Для выделения необходимой вам стратегии можно задавать различные вопросы несколько раз и в различных контекстах.

     Субмодальности, конечно, заслуживают отдельного и БОЛЬШОГО разговора, как незаменимая вещь при моделировании микростратегий, но это как-нибудь в другой раз. Пока же просто замечу, что это характеристики образов/звуков/ощущений, и ими кодируется отношение к данному опыту. Например, интенсивность, значимость образа может зависеть от его величины, яркости, местоположения и т п...

     Здесь же привожу этот, разумеется, не полный, но, надеюсь, полезный, список субмодальностей:
Модальность Зрительная Слуховая Кинестетическая
Перспектива (точка зрения)
Размер
Ассоциированный
Диссоциированный
Цветной
Черно-белый
Передний план
Задний план
Насыщенность (живость)
Я/контекст
Баланс цветов или оттенков
Частота или количество
(разделенный экран или множественные образы)
Очертания
Расположение
Рамка
Панорама (угол зрения)
Расстояние
Аспектное отношение (высота к ширине)
Контраст
Четкость
Ориентация (наклон, вращение и т. д.)
Фокус
Длительность
Плотность ("зернистость", фрагментарность)
Движение (слайд-фильм)
Скорость
Прозрачный
Непрозрачный
Направление
Мерцание
Трехмерный
Плоский
Направление освещения
Горизонтальная или вертикальная опора
Симметрия
Дискретный (печатный)
Блеск
Увеличение
Яркость
Текстура
Высота
Расстояние
Темп (скорость)
Контраст
Громкость
Фигура-фон
Ритм
Четкость
Непрерывный или прерывающийся
Количество
Симметрия
Тембр или тональность
Резонанс с контекстом
Дискретный (слова)
Источник внешний-внутренний
Ассоц.-диссоциированный
Моно-стерео
Длительность
Расположение
Монотонность
Давление
Движение
Расположение
Длительность
Протяженность
Интенсивность
Текстура
Форма
Температура
Частота (темп)
Количество
Размер


     Вот полезный способ подразделения кинестетических ощущений:

Тактильные: кожное чувство.

Проприоцептивные: мышечное чувство и другие внутренние ощущения.

Обонятельные (запах) и вкусовые.

Оценочные мета-ощущения ПО ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в области груди и/или живота или по средней линии торса. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями восприятий, но представлениями, производными от других ощущений восприятий. / Bandler and Grinder "Use your brain for change." /


на содержание





Метастратегия ROLE

Для моделирования микростратегий очень удобна система ROLE, ко всему прочему, предоставляющая очень удобный способ записи шагов TOTE. Она состоит из 4-х частей:

R
Representational system
Репрезентативная система

Какие чувства доминируют на данном этапе. Различают Визуальную ( зрение ), Аудиальную ( слух ) и Кинестетическую ( ощущения, вкус, запахи ). Иногда отдельно из кинестетики выделяют также Олфакторную ( запахи ) и Густаторную ( вкус ).

В аудиальной системе используют обозначение А ( или Ат, тональная ) для музыки и неязыковых звуков, и Ад ( дигитальная ) для слов, или чего-либо, несущего смысл. Внутренний диалог и осмысленная речь - Ад. Дигитальными также могут быть В и К.

O
Orientation
Ориентация

Репрезентация может быть обращена наружу (н) или внутрь (в) : на хранимый в памяти (п) или конструируемый сенсорный опыт (к).

L
Link
Связь
Как используемые репрезентативные системы связаны между собой.

   A --> B   
   Изменение модальности в пределах того же опыта.
   A / B   
   Cравнение, совпадение / несовпадение.
   A   
   Cинестезия
   ---   
   В   
   A -->м В   
  Мета - реакция В на репрезентацию А
   A -->п В   
  B - полярная реакция на А
   А ± В   
   Точка выбора
E
Effect
Результат

Каждый элемент мыслительного процесса должен иметь некую цель. Можно ывделить три основных эффекта:

  Данный шаг ...

a.   Генерирует или вводит сенсорную репрезентацию,
b.   Оценивает отдельно взятые состояния по какому-либо признаку/критерию,
c.   Воздействует с целью изменения на какую-либо часть опыта и поведения.

Это основа записи, которыу можно уточнять, как угодно, например написать: Ансвист - услышал свист.

Примеры записи ( выдрано с мясом из методички А. Любимова )

В - визуальное вспоминание. Образное вспоминание, визуальная память

Вд - визуально-дигитальный канал. Память текстов, чисел, символов.

Вк - визуальное конструирование. Аналоговое придумывание - мечты, фантазии, "розовый слон"...

Вдк - визуально-дигитальное конструирование. Придумывание надписей, математические расчеты.

Вн - внешнее визуальное восприятие.

Вдн - внешнее дигитальное восприятие. Надписи, буквы, знаки.

Ат - аудиальное вспоминание. Вспоминание звуков, голосов, музыки.

Адв - внутренний диалог. Память слов, предложений, речи.

Атк - аудиальное конструирование. Аналоговое придумывание - мечты, фантазии, сочинение музыки.

Адк - аудиально-дигитальное конструирование. Контроль речи, придумывание того, "как правильно сказать".

Ан - аудиальное внешнее. Аудиальное внешнее восприятие.

Ав - аудиальное внутреннее. Память слов, предложений, речи.

К - кинестетика. Ощущения, запахи, вкус, осязание...

Кдн - кинестетико-дигитальный канал. Слепое письмо, алфавит для слепых.

К+мета - положительное мета-ощущение.

Кмыш - мышечное ощущение.

Последовательность Ап -> Bк -> К+мета

Тест Вн / Вп

Говорится одно, но ощущается другое Ав ->п Кв

Разговры о картинке Вв ->м Адн
Ввод аудиального и визуального одновременно
Ан
-----
Вн

Конец части 2.




Up