Теория Психология, NLP NLP-Моделирование Практика Обучение Сдача экзаменов Планирование Форум |
ОглавлениеЧасть 1. Ликбез:1. Что такое стратегии и зачем их считывать ? 2. Модель ТОТЕ. Сущность и применение. 3. Почему стратегия может быть неэффективной и как с этим бороться ? 4. Принципы хорошо сформулированных стратегий 1. Калибровка: метастратегия BAGEL (Р.Дилтс). 2. Система записи ROLE (Р.Дилтс). 1. Разбор конкретных стратегий: - Мотивация , - Принятие решений , - Хорошо сформулированная стратегия обучения. , - Понимание ( организация информации ) 2. Техники: превращение замешательства в понимание, 3. Последовательности входа в состояние. 4. План считывания последовательности входа в состояние. 5. Внедрение стратегий. 1. Ваш проект моделирования умения. - Как выбирать людей для проекта ? - Чем мотивировать квалифицированных людей и привлекать их в ваш проект ? - До каких пор продолжать проект ? - Критерий успешности процесса моделирования. 2. Cистематизация процесса. Взаимодействие TOTE. (Суб)модальности. Их калибровка и метастратегия BAGEL.Как мы уже говорили, будем описывать микростратегии последовательностью задействованных репрезентативных систем. Но как же по внешним признакам определить, к какой репрезентативной системе обращается в данный момент человек ? Этот процесс и называется калибровкой. 1. Человек использует внутренние репрезентации чего-либо, если не имеет доступа к опыту в данный момент. То есть, он будет извлекать что-либо из памяти, только если этого нет здесь и сейчас. 2. Когда вы калибруете репрезентативные системы, имейте в виду, что часто можно разделить их на ведущую, главную, референтную и развитую репсистемы. Первичная репсистема - эта та, которую человек предпочитает. Это ее имеют в виду, говоря: "Он - кинестетик" , "Она - визуал". Ее он осознает лучше всего. Для запоминания информации человек обычно использует ее (аудиал попросит повторить, кинестетик - записать, визуал - показать). Ведущая репсистема - та, с которой он обычно начинает поиск. Например, человека просят сказать, какое мороженое ему нравится, а он сначала должен представить его (В), а потом уже почувствует вкус (К). Его попросят вспомнить любимую мелодию, а он сначала представит ноты (В), а потом услышит ее (А). Без доступа к ведущей системе человек не может добраться до остальных. Очевидно, в данном случае это визуальная репрезентативная система. Главная и ведущая репсистемы часто совпадают. Если же это не так, то ведущая обычно не осознается. Референтная репсистема - та, от которой человек узнает, например, правильно ли написание слова. Она используется для получения ответов и решений. Обычно, это кинестетика, но, разумеется, бывает всякое. Проще всего ее определить вопросами вроде: " Тебя зовут Саша ? ", " Как ты узнаешь, что слово написано неверно? " (Обычно по К -мета). Наиболее развитая репрезентативная система - та, в которой больше всего субмодальностей, то есть с помощью нее человек может делать наибольшее число различий. Она может как быть первичной, так и не осознаваться: некоторые люди имеют большую способность к визуализации, однако они не отдают себе в ней отчета. 3. В начальных попытках распросить "клиента" и считать стратегию, можно натолкнуться на проблему неосознавания внутренних процессов. Любая реакция, полученная в первые полсекунды после вопроса, почти наверняка бессознательна ! Используйте это !Калибровка субмодальностей - весьма тонкая материя, но, когда человек представляет себе большую и яркую картину, его голова обычно идет назад и вверх, когда картинка маленькая - как будто он смотрит вдаль и т п. Попробуйте, практика может все 8-). Ну а теперь модель BAGEL:
Откалибровать задействованную репрезентативную систему можно уже по одному из этих признаков ( например, слепые НЛПеры могут делать это по голосу ;-) Причем вполне успешно), вся же метастратегия BAGEL - прекрасный инструмент. До доступа к собственно стратегии человек может обратиться к другим системам и опытам. Например: "А зачем, интересно ему это знать ?" ( Ад ). Или вспомнить события, предшествовавшие последнему использованию стратегии. А то и вообще прыгнуть куда-то не туда ; -)) (кинестетика, однако). Некоторые люди сразу заходят в стратегию, а некоторые могут каждый раз обрабатывать информацию другой, не нужной вам микростратегией. Тогда ее можно отдельно выделить и иметь в виду. Для выделения необходимой вам стратегии можно задавать различные вопросы несколько раз и в различных контекстах.
Вот полезный способ подразделения кинестетических ощущений: Тактильные: кожное чувство. Проприоцептивные: мышечное чувство и другие внутренние ощущения. Обонятельные (запах) и вкусовые. Оценочные мета-ощущения ПО ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в области груди и/или живота или по средней линии торса. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями восприятий, но представлениями, производными от других ощущений восприятий. / Bandler and Grinder "Use your brain for change." /
Метастратегия ROLEДля моделирования микростратегий очень удобна система ROLE, ко всему прочему, предоставляющая очень удобный способ записи шагов TOTE. Она состоит из 4-х частей:
Это основа записи, которыу можно уточнять, как угодно, например написать: Ансвист - услышал свист. Примеры записи ( выдрано с мясом из методички А. Любимова )В - визуальное вспоминание. Образное вспоминание, визуальная памятьВд - визуально-дигитальный канал. Память текстов, чисел, символов. Вк - визуальное конструирование. Аналоговое придумывание - мечты, фантазии, "розовый слон"... Вдк - визуально-дигитальное конструирование. Придумывание надписей, математические расчеты. Вн - внешнее визуальное восприятие. Вдн - внешнее дигитальное восприятие. Надписи, буквы, знаки. Ат - аудиальное вспоминание. Вспоминание звуков, голосов, музыки. Адв - внутренний диалог. Память слов, предложений, речи. Атк - аудиальное конструирование. Аналоговое придумывание - мечты, фантазии, сочинение музыки. Адк - аудиально-дигитальное конструирование. Контроль речи, придумывание того, "как правильно сказать". Ан - аудиальное внешнее. Аудиальное внешнее восприятие. Ав - аудиальное внутреннее. Память слов, предложений, речи. К - кинестетика. Ощущения, запахи, вкус, осязание... Кдн - кинестетико-дигитальный канал. Слепое письмо, алфавит для слепых. К+мета - положительное мета-ощущение. Кмыш - мышечное ощущение. Последовательность Ап -> Bк -> К+мета Тест Вн / Вп Говорится одно, но ощущается другое Ав ->п Кв Разговры о картинке Вв ->м Адн
Конец части 2. |